Алексей Орлов
“Я просыпаюсь каждое утро в доме, который построили рабы”, – сказала Мишель Обама на съезде Демократической партии, вызвав тем самым переполох у американцев, которые не знают историю своей страны, а таких большинство.
Слова первой леди обсуждались в газетах и журналах, на телевидении и по радио и, разумеется, в социальных сетях. Комментаторы, поддерживающие демократов, благодарили ее за сказанное о строителях Белого дома. Журналисты, склоняющиеся на сторону республиканцев, критиковали за умолчание: мол, сказала только о рабах – строителях президентской резиденции, а ведь ее строили также белые и свободные темнокожие.
Но не один комментатор не задал напрашивающийся, на мой взгляд, вопрос: если бы Белый дом строили сегодня, удалось ли бы обнаружить среди строителей негров, живущих в столице и ее окрестностях?
“Я каждый день еду в машине в Джорджтаун (район Вашингтона – А.О.) и очень редко вижу на стройках афроамериканцев”, – сказал профессор афроамериканской истории Джорджтаунского университета Морис Джексон газете “Washington Post”, опубликовавшей (24 марта 2011 года) пространную статью о демографии столицы.
В былые времена Вашингтон называли “Шоколадный город” (“Chocolate City”), поскольку чернокожие составляли подавляющее большинство. В 1970 году семь из десяти вашингтонцев были черными. Еще в 2000 году афроамериканцы составляли 61 процент жителей столицы. “Post” напечатал статью, когда их процент упал до 50-ти.
Афроамриканцы уезжают из столицы, и нет никакого секрета, почему уезжают. Работы для них в Вашингтоне становится все меньше и меньше. Как в частном секторе, так и в правительственных учреждениях требуются специалисты с высшим образованием. “А у большинства черных, – сказал газете Родрик Харрисон, демограф вашингтонского Университета Ховарда, – образование либо школьное, либо и того меньше”.
Вашингтон вряд ли уникален… Детройт и Чикаго, Балтимор и Милуоки, Атланта и Сент-Луис – в этих, как и и в других городах с концентрированным в определенных районах черным населением, абсолютное большинство афроамериканцев не заканчивают школу. Их редко увидишь и на стройках, потому что для работы строителем требуется определенное мастерство.
“В то время, когда рынку труда все больше требуются образованные и квалифицированные люди, мы столкнемся с поколением экономически атрофированных черных американцев… не готовых выполнять квалифицированную работу, на какую были способны продуктивные рабы”, – писал бостонский пастор Юджин Риверс в журнале “Boston Review” в 1992 году. Он не преминул добавить, что среди рабов были каменщики и плотники…
Будь пастор Риверс белым, либералы тут же назвали бы его расистом. Но приклеить такой ярлык к пастору-афроамериканцу, было трудно. Печатные и публичные выступления Риверса демократы называли – и называют – “controversial”, то есть спорными, дискуссионными… Подобное определение неполиткорректных высказываний давно вошло в практику либеральной Америки. Но характеризуя четверть века назад будущее поколение чернокожих мужчин, пастор Риверс ничего спорного не высказывал. Каждый политически зрячий американец видел в конце ХХ века, что негры, живущие в inner-city (это городские районы концентрации афроамериканцев), растут необразованными и неспособными к какому-то продуктивному труду. Это происходило – и происходит – прежде всего в городах, которыми из десятилетия в десятилетие управляют мэры-демократы, и где горсоветы также контролируются демократами. Нынешнее поколение чернокожих недоучек имеет глубокие корни.
В 1935 году родилась государственная программа Помощь семьям с детьми-иждивенцами (Aid for Families with Dependent Children – AFDC). Это была одна из многих социальных программ рузвельтовского “нового курса”. Она предназначалась для вдов – женщин, потерявших по той или иной причине мужа. Но не случайно говорят, что благими намерениями социалистов выстлана дорога в ад. Это случилось и с вполне разумной программой помощи одиноким матерям. .
До конца 40-х годов помощь получали исключительно вдовы с несовершеннолетними детьми. С начала 50-х годов помощь стали получать женщины, рожавшие детей вне брака. И чем больше детей они рожали, тем больше становилась денежная помощь. В 1955 году матери-одиночки составляли только 4,5 проц. от общего числа матерей. В 1960-м – уже 5,3 процента. Рост наблюдался и у негритянок, и у белых, но главных образом у негритянок.
В 1965 году сотрудник министерства труда Даниэл Патрик Мойнихен представил президенту Линдону Джонсону доклад о положении негров. В этом году Джонсон затевал серию реформ для Войны с бедностью (War on Poverty), и он хотел знать, что следует сделать для помощи малоимущим негритянским семьям. “Негритянская семья: необходимость в национальном действии” (“The Nergo Family: The Case For Nathional Action”) – так назвал Мойнихен свое исследование. Он писал, что “пропасть между неграми и другими группами в Америке расширяется” и объяснял, чем это вызвано.
В течение продолжительного времени показатель безработицы среди негров и показатель зависимости негритянских семей от государственной помощи малоимущим соответствовали друг другу, но начиная с 1962 года число чернокожих велфэрщиков стало заметно опережать число чернокожих безработных. Мойнихен пришел к выводу: несоответствие было вызвано стремительным ростом семей с одним родителем – матерью. Он бил тревогу: негритянская семья распадается. Он писал, что рост числа клиентов велфэра связан не с отсутствием рабочих мест, а с бытующей в негритянских гетто культурой, допускающей рождение внебрачных детей. Он предсказал: если культура останется прежней, разрыв в уровнях жизни между неграми и другими группами населения будет расти. Мойнихен считал, что государство должно сделать все возможное, чтобы остановить распад негритянской семьи.
На Мойнихена обрушился град критики. Либералы обвинили его в расизме. Президент Джонсон положил доклад под сукно. Мойнихэн покинул министерство труда.
В том году, когда Мойнихэн представил президенту Джонсону свое исследование, “только” 25 процентов негритянских детей родились вне брака. Нынче, полвека спустя, не менее 70 проц. афроамериканцев появляются на свет в семьях без отца, а в inner-city процент внебрачных детей достигает 90… Только 8 проц. детей в негритянских семьях с двумя родителями живут ниже уровня бедности, но 40 проц. – в семьях с одним родителем.
Если черный парень родился и рос без отца, то вероятность, что он попадет за решетку на 68 проц. выше, чем у парня, выросшего в семье с двумя родителями. Афроамериканцы составляют 13,2 проц. населения страны, но почти 40 проц. тюремного населения. Жертвы преступлений негров – это обычно тоже негры: 90 процентов убитых афроамериканцев убиты афроамериканцами…
Анализируя причины распада негритянской семьи, Мойнихэн не упомянул рузвельтовскую программу. Не случайно, конечно. Цель его исследования состояла в том, чтобы убедить правительство приступить к решению проблемы, и поэтому он сознательно отказался от анализа пагубного влияния правительственной программы на негритянскую семью.
В 1996 году программа Помощь семьям с детьми-иждивенцами заменили программой Временная помощь нуждающимся семьям (Temporary Assistance for Needy Families – TANF), но к этому времени негритянская семья уже разложилась и ее восстановления займет много десятилетий. Для этого требуются общенациональные усилия – черных и белых, демократов и республиканцев, средств массовой информации, школ и университетов, частных компаний и общественных организаций. Возможно ли это? Повторив в очередной раз американскую мудрость “Никогда не говори:’Никогда’!”, я выскажу сомнение, что это когда-либо случится. Потому что в изменениях не заинтересованы как Демократическая партия, так и все без исключения институты, поддерживающие эту партию.
Демократам необходимы не способные ни к какому производительному труду афроамериканцы. Потому что существование многомиллионной массы подобных людкй призвано убедить страну в необходимости роста расходов на программы социальной помощи. Вы не согласны? Значит, вы просто-напросто не желаете помогать тем, кто оказался в беде. Причина вторая: необразованная масса – это избирательная база Демократической партии. Массе этой постоянно внушают: республиканцы против социальной помощи, и если – не дай Бог! – республиканец станет президентом и обе палаты Конгресса попадут под контроль республиканцев, то исчезнут социальные программы и неимущие окажутся без продовольственных купонов, без субсидированного жилья, без бесплатной медицинской помощи, без “кэша” и т.д. и т.п.
За годы президентства Барака Обамы процент афроамериканцев, зависящих от государства вырос, а уровень безработицы среди молодых афроамериканцев перевалил за 50 процентов. Нынче в inner-city 90 процентов афроамериканцев рождаются у матерей-одиночек и абсолютное большинство родившихся попадает на всю жизнь в зависимость от государства. “Они оказались в ловушке постоянной зависимости от государства”, – сказал в 2012 году афроамериканец-республиканец Аллен Уэст. Зависимость негров от социальных программ он определил как “наиболее коварную форму рабовладения”.
Нас не должно удивлять повсеместное противостояние демократов “школьным ваучерам” – деньгам, которые родители получают из общественной (обычно городской) казны для определения своих детей в частные школы. “Ваучеры” позволяют родителям забрать ребенка из плохой школы и перевести в хорошую. Что в этом плохого?
Во-первых, против – учительские профсоюзы, которые все, как один, поддерживают – и субсидируют – Демократическую партию. Во-вторых, школьник, получивший достойное образование, может выбраться из “ловушки постоянной зависимости от государства”, а это противоречит политике демократов. Дочери президента Обамы учатся в Вашингтоне в частной школе. В частной школе училась и дочь президента Клинтона. Но президенты-демократы против того, чтобы родители детей-афроамериканцев из вашингтонского inner-city получали ваучеры…
В 1996 году Хиллари Клинтон, в то время первая леди, опубликовала книгу о воспитании детей. “It Takes a Village” – так она назвала книгу, идея которой заключается в том, что лучший воспитатель детей – общество. Дескать, на обществе лежит главная ответственность за подрастающее поколение. Роберт Доул – в том году кандидат Республиканской партии в президенты – заметил по этому поводу: “Семья, а не деревня, должна растить ребенка”.
Но госпоже Клинтон, ныне кандидату Демократической партии в президенты, требуются, как и ее партии, послушные афроамериканцы. Ведь эти послушные – избирательная база демократов. А теперь демократы стремятся поймать в “ловушку постоянной зависимости от государства” и испаноязычных американцев, которых с каждым годом становится все больше среди избирателей.
Черные рабы действительно участвовали в строительстве Белого дома. Ни у одного рабовладельца не было рабов, которые бы не умели что-нибудь делать. Рабов, не желающих работать, просто-напросто не могло быть. В этом кардинальное отличие рабов, принадлежавших рабовладельцам, от рабов, которые находятся в государственной ловушке.
Мишель Обама не сказала об этом на съезде Демократической партии. Почему бы это?
Be the first to comment on "Рабы в Америке… современной"