Елена Пригова
Память всегда избирательна: помним, что хотим запомнить, и стараемся вытереть из сознания события, вызывающие неприятные воспоминания. Ластик только не всегда срабатывает…
То, что происходит вот уже 15 лет с моей памятью, я классифицирую, как фантомные боли сознания…
11-е сентября. Эта дата вызывает у меня учащение пульса и слезы. И вся моя жизнь делится на несколько периодов “до и после”, два из которых, Чернобыль и 11-е сентября 2001-го постоянно кровоточат, не дают расслабиться и забыть…
15 лет я живу, оглядываясь на события того страшного сентябрьского утра. Вся страна живет…
Художественные кадры любого фантастического триллера – ничто перед реальностью документалистики: самолет врезается в небоскреб, а ты стоишь в оцепенении перед телевизором и ужас разрывает сознание. И только благодаришь все силы небесные за то, что ты здесь,а не там.
В конце июля 2001-го я в последний раз села в поезд, который отвозил меня на работу в Нью Джерси. Эта рутинная пересадка проходила на станции World Trade Center. В 9.05 утра Рath-train отправлялся в Ньюарк… Компания, в которой я работала, как и многие другие компании, вышла летом того года из бизнеса. А потом было 11 сентября и я благодарила Бога, что осталась без работы, что уберёг…
Муж тоже работал в 2001 в фирме, в адресе которой значилось 100 Бродвей, – как раз напротив башен-близнецов. Судьба этой компании была предрешена. Незадолго до катастрофы он как-то вечером вышел на балкон и начал фотографировать светящиеся небоскребы. Один из снимков оказался пророческим – зловещим и символичным…
А потом был день 11-го сентября и звуки сирен скорой помощи, пожарных и полицейских машин, разрывали пространство, оглушая невыносимым воем. Колокол прозвонил…
Со следующего дня все было другим: асбестово-пепельный “снег” припорошил нижний Манхеттен и город резко изменил очертания…
Было тихо и в небе не видно ни одного самолета. Это над Нью-Йорком, над которым ежедневно курсируют тысячи авиалайнеров. Все замерло… Помню слезы и надежду в глазах родных, чьи близкие не вернулись домой в тот страшный вторник. А может?..
И только свечи, свечи, свечи. Недалеко от дома, в котором я тогда жила, находился пожарный пункт. Портреты девяти молодых ребят в траурном обрамлении, цветы, кресты, свечи поминальные и огромные желтые банты, как символ траура в Америке, “украшали” деревья…
Первый шок прошёл быстро. Я помню очереди на сдачу крови – этот бесконечный многотысячный поток людей.
Помню транспаранты, приветствовавшие тех, кто уже с 12-го сентября приступил к поисковой и восстановительной работе на том страшном месте: “Вы наши герои!”.
Почему-то припомнились кадры военной хроники, на которых люди встречали своих освободителей. У нас в 2001-м все тоже было, как на тех кадрах, но война наша была впереди.
Сразу после 11-го сентября 2001-го количество звездно-полосатых флагов всех размеров появилось на каждом доме, было выставлено на балконах многоэтажных домов, развевалось на каждой машине, удесятерилось…
А ещё через пару дней по телевидению начала идти социальная реклама, в которой люди разных рас и этносов, произносили только одну короткую фразу “І am an American” – “Я американец”…
В те дни я впервые почувствовала сопричастность с великой нацией свободных людей… Не через радость и гордость, а через боль и страдания я ощутила себя частичкой великого народа…
Память избирательна. Вероятно, оно и должно так быть. 20-го августа этого года, когда мы ехали в Вирджинию, навстречу появилась колонна мотоциклистов – нескончаемый поток, растянувшийся на несколько миль: сотни полицейских мотоциклов сопровождали байкеров, море флагов и полное отсутствие машин…
Представьте себе федеральную трассу в районе Балтимора без автомобилей. И только проехав миль пять я обратила внимание на перекрытые полицией въезды и выезды на эту дорогу, по которой двигался железный поток мотоциклов.
Это был автомобильный марафон памяти, вот уже 15 лет, ежегодно проводимый Фондом 11-го сентября. Благотворительный фонд был создан сразу после трагических событий 2001-го года и с тех пор помогает семьям тех, кто потерял своих близких в том сентябре. Ежегодный мотопробег по всем местам, где произошла трагедия, миллионы собранных средств, стипендии на обучение детей тех, кто отдали свои жизни, поддержка тех, кто защищает нас, и материализованное понятие “Никто не забыт и ничто не забыто!” Это Америка, которой я горжусь, которую люблю, которая от океана и до океана Великая и Богом хранимая!
Cтрана Людей и для Людей! God bless America!
Be the first to comment on "11 сентября. Пятнадцать лет спустя…"