Завершающий этап президентской гонки в Соединенных Штатах превратился в состязание между мейнстримовской прессой и интернетом: первая муссирует видео одиннадцатилетней давности, изобличающее кандидата республиканцев как похабного ловеласа, равно как и утверждения ряда женщин, — пока только утверждения, что они – жертвы сексуальных домогательств со стороны Дональда Трампа.
Во втором пережевывается содержание выложенных WikiLeaks документов, повествующих о том, что истеблишмент американской Демпартии подыгрывал Клинтон в схватке с Берни Сандерсом, или о том, как помощник Клинтон вел тайные переговоры с ФБР о снятии задним числом грифа секретности с одного из посланий, отправленных бывшим госсекретарем со своего домашнего почтового сервера; равно как и факты работы Джона Подесты, руководителя избирательного штаба Клинтон, – факты, которые он не довел в полном объеме до надзорных финансовых органов, – в совете директоров малой энергетической компании, получившей многомиллионный кредит от российской государственной корпорации «Роснано».
Судя по усредненным результатам серии опросов общественного мнения, мейнтримовская пресса пока берет верх над всемирной паутиной: номинант демократов обгоняет кандидата республиканцев на три – четыре процента.
До настоящего момента на «новостных бомбах» WikiLeaks подрываются организации или частные лица, близкие Хиллари Клинтон, но не она сама. Произойдет ли до конца месяца «октябрьский сюрприз», то есть информационный взрыв такой силы, направленный непосредственно против Клинтон, что он изменит все течение избирательной кампании, – вопрос открытый.
Противники бывшего госсекретаря связывали надежды с письмом, похищенным из почты доверенного лица Клинтон журналиста Сидни Блюменталя, в котором перечисляются выявленные американской разведкой подлинные имена руководителей исламистского подполья в Ливии, но и этот очевидный компромат не достиг цели.
Если отступить на шаг от сиюминутных баталий, то как, в принципе, американское экспертное сообщество оценивает сегодня достоверность предположений, что источником компромата, переданного WikiLeaks, была Россия? На этот вопрос нам ответил аналитик Фонда защиты демократий Борис Зилберман.
– После первого крупного инцидента, вскрытия серверов Национального комитета Демпартии, частное охранное предприятие CrowdStrike, специализирующееся на кибербезопасности, провело собственное расследование и пришло к выводу, что атаку инициировали российские хакеры, действовавшие по наущению Кремля. Путин рисковал остатками своей репутации на Западе ради того, чтобы унизить Америку и продемонстрировать, что манипуляция ее избирательным процессом по плечу России.
Что касается официального Вашингтона, то поначалу он высказывался осторожно, не желая в канун президентских выборов еще больше накалять и без того не простые отношения с Москвой. Не имея четкого представления о том, как адекватно ответить на вызов Кремля без того, чтобы развязывать полномасштабную войну в киберпространстве администрация выжидала. Ведь речь идет не о каких-то частных лицах, а об иностранном государстве.
Только после появления в сети переписки Джона Подесты ФБР подобрало брошенную Москвой перчатку, и прилюдно объявило, что хакерские нападения осуществляют русские.
С бюро согласился и кандидат Трампа в вице-президенты Майк Пенс. Невозможно не отметить, настолько замечательно координированы с ходом президентской кампании вбросы очередных порций компромата WikiLeaks и родственными ей структурами.
В одном случае российские СМИ даже опередили своих западных коллег в сливе информации. Резюмируя вышесказанное: да, я придерживаюсь мнения, что за хакерскими нападениями на организации и представителей Демократической партии стоит Россия.
«В данном случае мы имеем дело не с обычным шпионажем или активными мероприятиями российских спецслужб, а с покушением России на всю избирательную систему Америки», констатирует Зилберман. Выставляя в нелестном свете американскую политическую кухню, Кремль срывает аплодисменты аудиторий в третьем мире — Иране, Чили, Центральной Америке, которые испытали в прошлом вмешательство США в свой избирательный процесс.
Даже если русские хакеры ставят перед собой задачу сорвать ноябрьские выборы, а не просто причинить американцам неудобства, сделать это — перекроить регистрационные списки, изменить итоги подсчета бюллетеней или партии, за которые они были поданы, – весьма сложно.
Особенно в такой децентрализованной стране, как Соединенные Штаты. Особенно с системой бумажного дублирования электронного голосования почти во всех штатах.
Однако заронить подозрения относительно результатов можно — и Москва уже этого добилась. Попутно дав еще один повод Трампу утверждать, что в Америке «все куплено», от избирательной системы и органов правосудия до средств массовой информации.
– Когда Трамп заявляет, что у нас «все куплено и все схвачено», он имеет в виду то, что истеблишмент его не приемлет; Кремль к этому не имеет отношения. Если же о сути, то серьезной угрозы выборной электронной инфраструктуре со стороны России я сегодня не вижу. Благодаря хакерским взломам российская разведка, допускаю, узнала кое-то новое о том, как реально работает наша политическая система и выведала не афишируемые подробности биографии отдельных функционеров Демократической партии и людей из окружения Хиллари и Билла Клинтон. А также некоторых республиканцев.
Это все можно списать на неудобства, не более того. Повторю — на сегодняшний день.
Во избежание худшего в день голосования и для того, чтобы отбить у русских в дальнейшем охоту к такого рода авантюрам, администрации надлежит в кратчайшие сроки, до 8-го ноября, огласить список контрмер, не обязательно симметричных, к которым она прибегнет, если атаки не прекратятся.
С этой целью Белый дом учредил экспертную группу по российскому хакерству, которая в ближайшее время представит президенту свои рекомендации. Не похоже на совпадение и то, что на днях в журнале Foreign Policy появилась статья на заданную тему за подписью бывшего главкома вооруженных сил НАТО адмирала Джеймса Ставридиса.
Примечательно в этой связи, что Трамп не предлагает никаких контршагов против России, а повторяет за Путиным, что важна, дескать, не личность гонца, приносящего известие, а лишь содержание самой вести. Все это распаляет и сторонников Трампа, и сторонников Берни Сандерса, и группы маргиналов, заранее ставящих под сомнение легитимность выборов, подчеркивает Борис Зилберман. В довершение ко всему, администрации надо будет отныне просеивать информационные вбросы, чтобы авторитетно констатировать, что в них является фейком, а что нет. Само собой, это тоже не красит наш избирательный процесс. Словом, действия России, способные вызвать такой эффект, нельзя оставлять без ответа.
– Администрация, разумеется, может «положить» сайты WikiLeaks и родственных ей организаций. Но это, на мой взгляд, было бы слишком импульсивно и не концептуально. Отключение от интернета скрывающегося в посольстве Эквадора в Лондоне Джулиана Ассанджа — разумная мера, но разовая и локальная. Создание трудностей рупорам путинской пропаганды за границей, таким, как лондонский филиал Russia Today, – это уже более серьезно. Равно как и удары по компьютерам и серверам российских хакеров, напрямую вовлеченных во вскрытие баз данных Демократической партии. Принципиальным ответом, как мне представляется, было бы обнародование кодов, с помощью которых российские власти цензируют интернет, чтобы эти заслоны было легче преодолевать пользователям. Обсуждаются также перспективы санкций в отношении российских деятелей, курирующих хакеров, или раскрытие заграничных счетов лиц из окружения Путина, а, возможно, и его самого.
Кроме того, раздаются голоса в поддержку ассиметричных ответов, например, передача летального оружия Украине или применение санкций к российским чиновникам, причастным к злодеяниям в Сирии.
Американским политкомментаторам, тем часом, остается призывать сограждан не забывать, что помимо русских хакеров в самой стране остаются вполне традиционные угрозы честным выборам в лице незаконно голосующих мертвецов, заключенных тюрем и иностранцев.
Be the first to comment on "Чем ответит Обама русским хакерам?"