Большая игра. История повторяется дважды

Иллюстрация: www.cablook.com

Алексей Наксен
NaksenВ свои студенческие годы я увлекался КВН, начальство это вольнодумство не любило и мерой наказания было лишение стипендии на фоне усилeнного штудирования общественно-политических наук. Чтобы просто получить зачет, надо было продемонстрировать зануде-преподавателю реальные знания. Конспектировать приходилось все, что требовалось по программе и, порой, даже более. Благодаря этому я не только познакомился со знаменитым выражением бородатого классика, что история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса, но даже и с тем, что автором был не он, а очень умный немец по имени Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Жизнь часто подтверждает правоту этого великого философа. Так и с этой историей, которой захотелось поделиться сейчас, когда дни все короче, а зеленая листва сменяется желтой и багряной. 53 года назад, в такие же октябрьские дни, мир оказался на грани полномасштабной ядерной войны.

…А начиналось все так. После запуска первого советского спутника Никита Хрущев напропалую блефовал, утверждая, что советские заводы выпускают ракеты «как сосиски». Тема «ракетного отставания», которое якобы допустили республиканцы, находилась в центре американской президентской кампании 1959 года. Между тем на январь 1961 года СССР располагал лишь ОДНОЙ межконтинентальной ракетой 8К71 на космодроме в Плесецке, теоретически способной долететь до Америки, да и та из-за технических недоработок не находилась на боевом дежурстве. В голове Хрущева созрела мысль, что неплохо было бы, по его выражению, «запустить американцам ежа в штаны», придвинув носители ядерного оружия к их границам.

Познакомившись с вновь избранным американским президентом в Вене в июне 1961 года, советский лидер счел его неопытным слабохарактерным юнцом, которого легко шантажировать. В реальности Джон Кеннеди, в отличие от Хрущева, видел Вторую мировую войну не из генеральских блиндажей, а сражался на Тихом океане командиром торпедного катера, и отсутствием решительности, несмотря на интеллигентную внешность, не страдал.

После прихода к власти Фиделя Кастро слово «Куба» в Советском Союзе стали расшифровывать как «коммунизм у берегов Америки». По словам генерала Анатолия Грибкова, во время Карибского кризиса возглавлявшего оперативную группу советского Генштаба на Кубе, идея использовать ее в качестве «непотопляемого авианосца» возникла после визита заместителя Хрущева Анастаса Микояна в Гавану в феврале 1960 года. Уж очень удачно расположен остров, посчитали советские стратеги. И началось! Уши могли опухнуть от бесконечной, с утра до ночи, ложно-пафосной песни «Куба – любовь моя». Пионеры по всей необъятной стране радостно скандировали: «Куба – си, янки – но!» Просто и понятно. Шла такая бешеная пропаганда, казалось уже невероятным, что мы могли жить без этого Острова Свободы, о существовании которого пацаны с двойками по географии раньше и не подозревали.

В практической плоскости, проблема была поставлена в начале мая 1962 года на узком совещании с участием Хрущева, членов политбюро Козлова и Микояна, министров обороны и иностранных дел Малиновского и Громыко и главкома Ракетных войск Бирюзова. По его итогам Хрущев поручил Малиновскому «проработать вопрос».

Проработали.

15 мая 1962 г. Совет Обороны СССР (был такой у страны, которая на всех соседей нападала) принял решение об оказании военной помощи Кубе и развертывании на ее территории Группы советских войск (ГСВК) численностью в 51 тыс. военнослужащих – реальная же ее численность к концу сентября составила 41 тыс. чел. Также предполагалось развертывание Отдельной ракетной дивизии, которая должна была стать пистолетом, приставленным к виску Соединенных Штатов. Всего же планировалось поставить на боевое дежурство 36 баллистических ракет Р-12 (по терминологии НАТО «СС-4»), 24 ракеты Р-14 («СС-52), 6 бомбардировщиков Ил-28 и истребители прикрытия Миг-21. 

В конце мая Генштаб приступил к подготовке и осуществлению стратегического мероприятия «Анадырь», как официально именовалось операция по созданию советской военной базы на Кубе. «Анадырь» должен были изменить стратегическую расстановку сил на мировой арене, а о создании советской военной и военно-морской баз на Кубе планировалось объявить в ноябре того же года – во время первого официального визита Хрущева на Кубу.

Все лето десятки судов с военным оборудованием и людьми шли из различных советских портов на Кубу. Операция проводилась в условиях особой секретности и тщательной маскировки. Советским военным было запрещено покидать трюмы, а при приближении иностранных судов даже задраивали иллюминаторы… Передовые подразделения прибыли на Кубу 26 июля и не мешкая приступили к возведению военных городков. Многотысячный воинский контингент и средства вооружения, включая ракетные комплексы, бомбардировочную и истребительную авиацию и ядерные боезапасы(!) был в течение лета доставлен на карибский остров. 22 августа советские военные приступили к строительству стартовых позиций для ракет… С любой точки зрения такая грандиозная операция было явлением примечательным.

Но особый колорит «Анадырю» придавало то, об этом не знало высшее американское руководство. Хрущев мог почувствовать себя властелином мира. Что-то вроде смеси Голдфингера с Хьюго Дрэксом из книг о Джеймсе Бонде. К 19 сентября президент Кеннеди получил четыре текущих разведсводки от ЦРУ. В этом главном информационном документе американского разведсообщества ничего не говорилось о присутствии советских войск на Кубе или об угрозах безопасности США со стороны СССР и Кубы.

Только 14 октября майору Ричарду Хайзеру, пилотировавшего высотный разведчик У-2, удалось в течение 12 минут снимать на пленку стартовые позиции ракет Р-12 и сами ракеты в районе Сан-Кристобаля. Два дня ушли на расшифровку и анализ визуальной информации. Утром 16 октября снимки с соответствующим комментарием легли на президентский стол. Без промедления Кеннеди собрал заседание кризисного штаба в составе вице-президента Линдона Джонсона, госсекретаря Дина Раска, помощника президента по национальной безопасности Макджорджа Банди, министра обороны Роберта Макнамары, директора ЦРУ Дэвида Маккоуна и министра юстиции, своего брата Роберта.

«Все были в шоке, – вспоминал об этом эпизоде младший Кеннеди. – Такого поворота событий никто не ждал. Да, Хрущев обманул нас, но мы и сами себя обманули…».

Это был крупнейший провал американской разведки – не только ЦРУ, но и Разведуправления Минобороны (РУМО), Агентства национальной безопасности (АНБ), разведок видов вооруженных сил – ВВС и ВМС, призванных выявлять существующие и возникающие угрозы для безопасности Соединенных Штатов.

Утомленные солнцем

8 октября, уже нашего 2015 года, агентство Reuters опубликовало сенсационное сообщение: Congress probing U.S. spy agencies’ possible lapses on Russia. Речь шла о том, что комитеты по разведке Сената и Палаты представителей Конгресса Соединенных Штатов начали расследование работы ЦРУ и других разведывательных ведомств, которые «проморгали» начало российской операции в Сирии. История более чем парадоксальная. Например, операция «Анодырь» тщательно маскировалась, проводилась в обстановке строжайшей секретности. Даже в советском МИДе до последних дней не знали, что на Кубе разворачивается мощная группировка. Конечно, это не оправдывает провал американских разведслужб, но хотя бы поясняет ситуацию. О том же, что Путин наращивает военную группировку в Латакии, еще за месяц до начала авиаударов знали все, кто хоть сколько-нибудь интересуется даже не Ближним Востоком, а просто смотрит новости и читает газеты. Хотя бы раз в день.

Доставка военных грузов в Сирию большими десантными кораблями (БДК) ВМФ России осуществляется с лета 2012 года, после того как в Атлантике было остановлено российское грузовое судно Alaed, у которого по требованию британского правительства отозвали страховку, ранее выданную компанией Standard Club. Судно доставляло в Сирию отремонтированные в России вертолеты Ми-25 и системы ПВО.  

Российские БДК ненадолго заходили в Новороссийск для погрузки, Тартус или Латакию для разгрузки — и снова в море. Эта операция получила неофициально название «Сирийский экспресс».

Летом этого года произошла резкая активизация рейсов «Сирийского экспресса». В восточном Средиземноморье иной раз находилось по 5-6 российских кораблей сразу. Общее число походов БДК по маршруту «Сирийского экспресса» по состоянию на конец лета 2015 года превысило 100. Это, конечно, не осталось без внимания мировых СМИ. На первых полосах ведущих газет появились сообщения о странной активности российского флота, а вскоре запестрели репортажи о необычных военных приготовлениях русских в Латакии. Фотографии, сделанные со спутников, позволяли увидеть российские боевые самолеты на аэродроме Хомейним чуть к югу от Латакии, быстро сооружаемые казармы для приема воинского контингента, были видны танки в капонирах и бронетранспортеры по периметру базы. Далее нам рассказали о развертывании порядка 2000 морских пехотинцев с приданными танками и артиллерией. Появились подразделения российских ПВО. Репортаж шел в режиме реального времени: каждое утро – новая история…

Но каким-то удивительным образом это прошло мимо внимания наших законодателей. Весь мир знал, а обитатели Капитолия – нет. Простое и однозначное объяснение этому феномену найти сложно. Но я попробую.

Идея первая, сугубо летняя. Август – это месяц отпусков для наших членов Палаты представителей и Сената. Кто-то увлеченно играл в гольф, кто-то в теннис, кого-то влек свежий морской бриз, а кто-то незатейливо проводил жаркие августовские дни со своей семьей. Вариантов летнего отдыха бесконечно много, но объединяло наших законодателей нежелание – вполне понятное, сам такой – включать компьютер, смотреть новости на экранах своих телевизоров. А о газетах я уже просто умалчиваю. Раскаленное августовское солнце утомило и расслабило 535 наших законодателей. Вашингтон на месяц погрузился в летнюю послеобеденную дрёму…

Когда же избранники народа вернулись после празднования Дня Труда в Вашингтон, то им было не чтения газет или сканирования новостей на разновеликих экранах. Освобождалось место спикера Палаты и, наверное, нет ничего более увлекательного в жизни политика, чем делить портфели. Короче, пропустили «Сирийский экспресс» не потому, что их внешняя политика не колышет, а просто слегка перегрелись на солнце. Каждый из нас может вспомнить это состояние: заснул на солнышке, сладко так, безмятежно – и тут вдруг бесцеремонно будит приятель и спрашивает типа как дела в Сирии? Ну и как далеко Вы его пошлёте?

Но если такое объяснение первым приходит в голосу, то это не означает, что оно обязательно правильное или, тем более, единственное.

Четыре обезьянки

Во второй половине ХХ века американская образованная публика увлеклась новыми тогда восточными духовными практиками: буддизмом, йогой, конфуцианством, философией Дао и тому подобным. Первой в этом деле была Калифорния. Постепенно идеи этого движения, получившего название New Age, пришли на Восточное побережье, а затем стали частью нового отношения к жизни по всей стране. Вашингтон оказался самым консервативным и дольше всех сопротивлялся новым веяниям. Но те, кто были юнцами в 1970-х, уже повзрослели, поседели, обзавелись семьями и, представьте, пришли в политику. Даже большую, вашингтонскую.

Итак, небольшая историческая справка. Конфуций писал в книге «Лунь Юй»: «Не смотри на то, что неправильно; Не слушай того, что неправильно; Не говори того, что неправильно; Не делай того, что неправильно».  Это очень близко к буддисткой идее недеяния зла, отрешенности от неистинного. В Японии это звучало так: «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него» — идеи «невидения» (見ざる ми-дзару), «неслышания» (聞かざる кика-дзару) и «неговорения» (言わざる ива-дзару) о зле.

Фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «мидзару, кикадзару, ивадзару». Произнесите эти три волшебных слова. А теперь обратили внимание, что везде присутствует  окончание «дзару»? Так вот, оно созвучно японскому слову «обезьяна». Так и появили знаменитые три обезьянки (сандзару) символизирующих эти принципы. Иногда добавляется четвёртая обезьяна — Сэдзару, символизирующая принцип «не совершать зла». Она может изображаться прикрывающей свой живот или промежность.

Я могу представить себе, как Девин Джералд Нуньес, возглавляющий с 3-го января Комитет по разведке Палаты представителей, на рассвете принимает позу лотоса и прикрыв ладошками глаза, произносит на распев свою мантру: мидзару, мидзару, мидзару… ничего не вижу, ничего не вижу…

В это же время достопочтимый Ричард Бёрр, шеф Комитета по разведке Сената, прикрыв свои уши, бормочет: кикадзару, кикадзару, кикадзару… ничего не слышу, не слышу, не слышу… у-у-у…

А в своей резиденции наш госсекретарь Джон Керри, прикрыв ладонями рот, произносит внутренний монолог: ивадзару, ивадзару, ивадзару… ничего ни кому не скажу, не скажу, не скажу…

На втором этаже Белого Дома, в своей опочивальне, президент Барак Обама, устроившись поудобнее на коврике и скрестив руки на животе, произносит вполголоса: сэдзару, сэдзару, сэдзару… не буду ни фига делать… и всё тут.

Но, может, дело совсем в другом и зря я приписал буддистские наклонности нашим государственным мужам?

Голубые глаза

В те же времена, когда из одних открытых советских окон раздавалась тошнотворная «Куба – любовь моя», из других звучало приторно: «Почему, отчего и не знаю сам, Я поверил твоим голубым глазам». Теперь пришло самое время спеть эту песенку уже нашим законодателям… Но я тут немного забегаю вперед.

Все-таки, трудно представить себе, чтобы на Капитолийском холме ничего-ничегошеньки не знали о «Сирийском экспрессе». Тем более, что в отличие от хорошо замаскированного «Анадыря», эта операция российского руководства носила откровенно показательный характер. Это была демонстрация политической воли президента Путина, его решимости достичь своих целей всеми средствами и способами, имеющимися в его распоряжении. Это была демонстрация новых возможностей реформированных Вооруженных сил РФ.

Следовательно, дело не в незнании ситуации, а в ее оценке.

Конечно, американцы привыкли верить на слово. Наша нация начиналась с нескольких поселений пуритан с их истовой верой во Всевышнего, с абсолютной преданностью двенадцати заповедям из Нового завета. Там вторая заповедь гласит: «Не обмани, да не солги». Еще не так давно, в конце ХIХ века, многомиллионные сделки могли совершаться на слово. Если слегка отъехать от больших городов, то можно с изумлением обнаружить незапертые дома и автомобили с опущенными стеклами. В местном магазине или ресторанчике могут обслужить без денег, только под обещание расплатиться позже. Да, идиллическая Америка прошлого все еще жива в сельской местности.

В городах все иначе. Нью-йоркские жулики и аферисты всех видов просто обожают дурачить и надувать «сельских простофиль». Их называют, например, «pumpkin head». Сколько раз продавался или сдавался в аренду Бруклинский мост, даже сосчитать невозможно. Такого pumpkin head развести – просто одно удовольствие!

Все лето Сергей Лавров убеждал своего коллегу Джона Керри, что Россия просто спит и видит, как повоевать с Халифатом вместе с американцами. Керри колебался, а вместе с ним и Барак Обама. Или наоборот. Самым веским доводом должно было стать прибытие российского президента на юбилейную сессию Генассамблеи ООН. Главной темой речи Путина стало предложение создания «антигитлеровской, то бишь, антиИГИЛовской» коалиции с участием России. Затем Путин встретился с Обамой. Американский президент взглянул в правдивые голубые глаза российского и… тут что-то произошло. Пока не ясно. Но может быть, примерно то, что и с Джорджем Бушем-младшим в 2001 году? Во время личной встречи на техасском ранчо американский президент заглянул в глаза российского и «увидел там душу».

Судя по всему, Владимир Путин обладает искусством очаровывания людей, а может, и подчинения их своей воле. Это большой дар… Хотя… каждый напёрсточник в этом тоже не промах. Иначе бы не мог «работать»… Уже столько произошло событий после 2001 года, уже столько раз Путин, мягко говоря, разводил публику. Стоит только взглянуть на события прошлого года. Тут и “местная самооборона” Крыма, прикупившая вооружение в «Военторге», и малазийский Боинг, сбитый украми из пушек штурмовика Су-25, и «шахтеры и трактористы» в русских танках на донбасской земле и прочая, прочая, прочая…

А задуматься можно, что означает понятие «правда» для человека, выросшего в КГБ? В разведке есть только одна правда – в донесении своему непосредственному руководству, «Центру». Помните, да, незабвенное «Юстас – Алексу»? Все остальное, что для нормального человека – неправда, для чекиста – легенда, операция прикрытия и т.п. А кто для чекиста Путина – Центр? Ответ известен: президент Путин. Поэтому правду Владимир Путин сообщает только самому себе. И то, наверное, не каждый день…

Можно себе представить, как смеются в Кремле, убедившись еще раз, что американцы на любом уровне это pumpkin heads, деревенские простаки, лохи, которых можно развести на раз-два-три… Похоже, что чекисты-диалектики правы.

История повторяется в виде фарса.

Be the first to comment on "Большая игра. История повторяется дважды"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.