Юрий Кирпичев
На днях сам Стивен Хокинг писал, что итоги выборов в США и Brexit говорят о неприятии изменений современного общества, в числе каковых глобализация и размывание среднего класса. Мне тоже кажется, что выборы показали неготовность Америки к реформам. В них она остро нуждается, но выбрала паллиатив, старую косметику. В общем, мир катится вправо, поэтому поговорим о приятном. Например, о пиве. Тем более что оно и политика связаны теснее, чем вы думаете.
Мера культуры
Как ни странно, уровень его потребления хорошо коррелирует с ВВП на душу населения, а значит и с уровнем культуры государства и общества. Впрочем, что тут странного? Это лишь в России говорят, что пиво без водки — деньги на ветер, в нормальном же мире оно считается хорошей альтернативой крепкому алкоголю и наркотикам. Диалектика! Клин клином и ничего с этим не поделаешь.
Увы, наркотики столь естественны в нашей жизни, что попросту не замечаются, более того, это важная составляющая нашей э… культуры. Нет, речь не о героине или марихуане и даже не о табаке, а о том, что вполне приличные люди периодически собираются вместе и перорально принимают жидкие наркотики. Одни идут в бар, другие потребляют их на кухне, беседуя за жизнь, а без них какое общение и релаксация? Пьют за рождение ребенка и на прочих днях рождения, на свадьбах и на похоронах, во времена торжеств и бед народных. Собственно говоря, без наркотика и нет праздника, он символ нашей цивилизации!
В этом смысле высока и празднична культура Чехии, где одна душа населения выпивает 143 литра пенного в год. С одной стороны, не так уж это и много, всего лишь 391 грамм в день, меньше кружки. С другой — внушает уважение. Ведь среди чехов, как и всех иных, довольно много младенцев и учеников младших классов (за стойкость старшеклассников, судя по личному опыту, не поручусь), заключенных тюрем и психиатрических лечебниц, коим не положено; военнослужащих, по долгу службы пьющих умеренно — как и полицейские, водители и экскурсоводы. Да и прекрасная половина страны отнюдь не вся без ума от пива, хотя оно там отличное. А еще среди чехов есть странные и подозрительные люди, которые не только пива не любят, но и вообще не пьют!
За них приходится отдуваться остальным, что те с удовольствием и делают, так что в итоге норму среднепьющего чеха можно, пожалуй, удвоить или утроить. По результатам опроса, проведенного в октябре 2016 пивоваренной компанией Budějovický Budvar, взрослый чех ходит в бар 1 раз в неделю на 2-3 часа, чтобы выпить 3-4 бокала пива. Что весьма неплохо, учитывая, что этим чешский кругозор не ограничивается. Европа все же, там и вино любят, и коньяк ценят и водкой не пренебрегают. Главное, что все в меру, метрон, значит, аристон, как говорили эллины, пившие разбавленное вино.
За почетное второе место с переменным успехом борются Германия и Австрия (110 и 108 л), что весьма положительно сказывается на их политическом здравомыслии и на успехах в экономике. Ja, ja! Аналитики указывают на неожиданную (смотря, впрочем, для кого), но явную связь: чем выше производство и потребление пива, тем ниже уровень безработицы. Русские вот предпочитают водку и пожалуйста, их возглавляет витающий в имперских эмпиреях Путин, экономика же России в упадке. Тогда как Германия по-прежнему локомотив Европы, а в классической пивной стране Австрии процветает зеленая энергетика и там только что прокатили правых на президентских выборах, что есть зер гут.
На четвертом месте с небольшим отставанием следует основательная Эстония, подавая пример своим не столь трезвомыслящим родичам финнам, большим любителям водки, а за ней идет известная определенным легкомыслием Польша (104 и 100 л соответственно), что свидетельствует об универсальности этого напитка, подходящего всем психотипам, генотипам и фенотипам. И лишь шестое место занимает Ирландия с ее прославленным Гиннессом. Видимо, сказывается старинная любовь гэлов к виски…
Пивные штаты против винных
А что в Америке? Ведь еще Б. Франклин если не обожествлял пиво, то придавал ему большое значение: «Пиво — это доказательство того, что Бог любит нас и хочет, чтобы мы были счастливы». Хотя и предостерегал: две кружки лучше, чем одна, однако четыре отнюдь не лучше, чем две. И Терминатор Шварценеггер вторит ему: «Молоко для детей. Затем вы должны пить пиво!»
И 85% того, что мы пьем, это пиво. Правда, неясно, от какой печки пляшут эти проценты: одни пишут, что средний американец осиливает 28 галлонов (около 106 л) в год, что выводит страну на 4 место в мире, но Википедия настаивает на жалких 77 литрах (лишь чуть больше России), задвигая великую державу на 14 место. Точно известно одно: если потребление алкоголя в мире в 2015 г. снизилось впервые за 15 лет, то США стали исключением, говорится в исследовании компании Euromonitor International. По мнению аналитиков это вызвано укреплением экономики и рынка труда, а также ростом продаж крафтового пива. Что следует приветствовать, ибо продукция наших пивных гигантов не заслуживает этого гордого названия.
Но США аршином общим не измерить, здесь все не так, как в Европе и при взгляде на карту потребления по штатам видно, что они таки федерация — огромный разброс в показателях и вкусах! Что касается пива, то мой старый штат Нью-Йорк не может похвастать особыми достижениями на сем поприще: менее 25 галлонов per capita (менее 95 литров). Флорида, куда я недавно переехал, смотрится чуть лучше, она попадает в группу штатов, потребляющих 31-35 галлонов (117-133 л). Для Европы это просто замечательно, но Америка гораздо круче и на пятом месте идет Вермонт (135,9 л). Он интересен не только сенатором Сандерсом, чуть было не опередившим Хиллари Клинтон в президентской гонке среди демократов, но и крафтовыми пивоварнями, продукция которых получает международные премии. Рост потребления пива здесь самый высокий в США и что любопытно, сопровождается успешными продажами вин: их рост в четыре раза выше, чем в среднем по стране.
На третьем и четвертом месте Южная Дакота (144,2) и Монтана (153,3), а на втором Нью-Гэмпшир, предыдущий многолетний лидер не только по пиву, но и по всякому прочему алкоголю (без учета самогона) — 159,7 литров. С учетом сделанного замечания картина вырисовывается впечатляющая и даже тревожная, однако дело не в невоздержанности жителей, а в либерализме штата: из-за отсутствия налога на алкоголь он очень популярен у соседей — как Петербург у финнов.
Ну а лидирует Северная Дакота и будь она суверенным государством, возглавляла бы мировой рейтинг с великолепным результатом: 163,9 л в год! Этот штат наглядно демонстрирует связь между потреблением пива и успехами экономики: в последние четыре года он лидирует по скорости ее развития, а безработных там меньше всего в стране. Злопыхатели, правда, пытаются объяснить успех сланцевой революцией, но мы-то знаем, где истина. Она в вине. Что и показывает еще одна карта: если в республиканских штатах больше налегают на пиво, то в демократических ценят и вино. Оказывается, не партийные предпочтения влияют на вкусы, а наоборот, бытие определяет сознание!
В «винных» штатах (Массачусетс, Нью-Джерси, Коннектикут, Флорида, да и Нью-Йорк) больше горожан, выше уровень доходов и образования, чем в «пивных» (Зап. Вирджиния, Алабама, Канзас, Айова, обе Дакоты). Правда, этой логике не вполне следуют Колорадо и Висконсин, которые должны быть более «винными», но они исключения, подтверждающие правило: в первом базируется пивной гигант Coors, а во втором Miller, да и вообще Средний Запад исторически менее культурен, он больше славится суровыми фермерами и ковбоями, чем либеральной интеллигенцией и прочими яйцеголовыми.
Что же напоминает нам вторая карта? Правильно, карту штатов, голосовавших за Трампа. Такова ирония судьбы: самый демократический напиток в США оказался республиканским! Нет, я не думаю, что жители красных штатов сделали свой выбор, изрядно перебрав пивка. Наоборот, в этот раз они совершили подвиг и, отставив его в сторону, оторвавшись от футбола и барбекю, впервые за много лет массово пошли на избирательные участки. И победили, даже будучи в меньшинстве. Как видите, о вкусах спорят, причем еще как, и часто именно они определяют наш выбор.
Куда мы катимся?
Увы, американское пиво оставляет горькое послевкусие. Нет, конечно, то, что произошло в США, никоим образом нельзя сравнивать с германским пивным путчем. Во-первых, путч, в отличие от революции Трампа, не удался, а его организатор угодил в тюрьму, где и написал «Майн Кампф». Немцы над ним потом даже подшучивали (осторожно, ибо было уже не до шуток), скандируя шепотом «хальб Литер» вместо «хайль Гитлер». Во-вторых, слава богу, Трамп, хотя за него и голосовали антисемиты alt-right (они так возбудились, что даже конференцию в столице провели и зиговали в итальянском ресторане), все же не Гитлер. Будьте спокойны, «Майн Кампф» он не напишет, несмотря на немецкие корни. Вот мировую войну – да, к этому политика уступок Путину привести может.
А в-третьих, подведем итоги экспресс-анализа. Косвенным образом наши наблюдения подтверждают мысли Хокинга: консервативные любители пива тянут Британию и Америку в прошлое, тенденция эта глобальна, поэтому ergo bibamus. А что еще остается?
Be the first to comment on "Пиво и политика"