Хроника пикирующего менеджмента

Иллюстрация: New York TImes Syndicate

19 декабря на встрече с членами кабинета министров Путин с гордостью отметил, что инфляция в России будет наименьшей за последние 25 лет, менее 6%, и спрогнозировал рост экономики. Мол, в некоторых отраслях уже видны его признаки и предпосылки и надо развить их, значит, и углубить, чтобы выйти на темпы роста выше среднемировых!

Остывающий термометр инфляции

Что можно сказать в этой связи? Во-первых, сомнителен оптимизм по поводу инфляции. Небольшая, в пределах 3%, она свидетельствует о здоровье экономического организма. Его рост всегда сопровождается инфляцией и Федеральная резервная система США много лет пытается разогнать ее хотя бы до 2%. Снижение же ее в России, страны неразвитой, ресурсной, экспортно-ориентированной, говорит о том, что организм пациента уже не борется с недугом. Да и мало какому дистрофику помогало лечебное голодание…

Низкая инфляция там обусловлена не нормализацией экономических отношений, не насыщением рынка вкупе с правильной финансовой политикой, а тривиальным сжатием покупательского спроса, как внутреннего (народ порядком обнищал за последние три года), так и внешнего (выручка от экспорта быстро падает). А также торможением экономики, как вследствие сужения рынка, так и ввиду дефицита инвестиций и оборотного капитала из-за финансовых санкций Запада и непрофессионального менеджмента.

Впрочем, если искусство управления традиционно подразумевает умелое ведение дел с целью всемерного развития, укрепления позиций и повышения эффективности руководимого объекта, будь то корпорация или страна, то в России успешность менеджмента понимается иначе. Там оно означает в первую очередь личное, клановое и корпоративное обогащение, причем корпоративность опять-таки понимается в сугубо специфическом смысле — мафия тоже корпорация… Можно сказать, что и эти понятия подверглись в России инфляции и девальвации.

Во-вторых, прогнозы Путина о ренессансе экономики также беспочвенны, ибо реформ не предвидится, а негативные факторы никуда не делись. Так, что касается западных санкций, то аккурат во время выступления Путина США ввели новые. Они коснулись Евгения Пригожина, которого СМИ называют «поваром Путина» и его кошельком, Кирилла Ковальчука, президента «Национальной медиа группы» и совета директоров банка «Россия», четверых членов совета директоров этого же банка и председателя правления “Собинбанка” Олег Минаев.

Похоже, это прощальный привет Обамы лично Путину. Но под санкции попали также танкеры «Маршал Жуков», «Сталинград» и 26 компаний, среди которых девять структур газовой компании “Новатэк” и ряд элеваторов в Краснодарском крае, то есть продолжается давление на российский экспорт. Поскольку же ЕС также продлил санкции против России до 31 июля 2017 г., то остается гадать, на чем основан оптимизм Путина. По-видимому, на неких внеэкономических соображениях…

Впрочем, результаты «эффективного менеджмента» лучше рассмотреть на примерах опорных российских корпораций, «Газпрома» и «Роснефти». Дела в которых идут ничуть не лучше, чем в России в целом, что многое объясняет.

 

“Газпром” – денег нет

Финансовые результаты “Газпрома” по итогам 2016 г. будут хуже ожиданий, сообщил 19 же декабря финдиректор холдинга Андрей Круглов. Из-за падения цен на газ и роста затрат год завершается обнулением свободного денежного потока. То бишь расходы превысили доходы. В первой половине года плюсовое сальдо составляло $2,7 млрд., но всего за пять месяцев запас растаял. За это время «Газпром” потратил на $5,5 млрд. больше, чем заработал, зато выплаты топ-менеджерам выросли на 22%, а премии 17 членам правления за 9 месяцев выросли на 72%! Это и есть менеджмент по-русски!

А ведь строительство “Турецкого потока”, «Северного потока 2» и двух труб в Китай требует уже в следующем году инвестиций на $17 млрд. Коих нет и взять негде, ибо чистая прибыль упала в 2,3 раза, экспортная выручка, несмотря на рост поставок в Европу, обвалилась до минимума за 12 лет, а добыча упала до самой низкой отметки за всю постсоветскую историю. Новый прогноз – 408,9 млрд. кубометров – ниже уровня прошлого года и намного ниже плана. Профинансировать свои проекты “Газпром” не сможет даже при нефти по $50, в ближайшие три года гарантировано будет в минусах, наращивая валютные долги, вот только неясно, кто рискнет кредитовать его. Разве что Рекс Тиллерсон поможет…

А тут еще грустные вести из Турции, там де-факто национализирована Akfel Holding, в которой владеют долями “Газпром” и “Газпромбанк». Прибыльная компания, крупнейший частный импортер российского газа, перешла под контроль турецкого Фонда страхования вкладов (TMSF) на основании чрезвычайного декрета N674, принятого после попытки переворота. Миллер пытался поднять эту тему на встрече с премьером Турции — безрезультатно. К тому же “Газпром” и турецкая госкомпания Botas спорят по цене на газ в Стокгольмском арбитраже. Между прочим, Минэнерго Турции, курирующее эти вопросы, возглавляет зять Эрдогана…

 

Сечин приватизирует “Роснефть” за счет государства

Но еще более яркий пример специфического российского менеджмента демонстрирует компания «Роснефть», управляемая Сечиным, правой рукой Путина. В 2013 г. компания стала крупнейшим в мире производителем нефти, которая стоила тогда более $100 за баррель, но уже в августе следующего года Сечин обратился в правительство с просьбой о помощи в 1,5 трлн. руб., причем за счет Фонда национального благосостояния! Срочную нужду он объяснил западными санкциями, но на самом деле компанию до ручки довел сам.

Ну а сейчас он при полной поддержке Путина проворачивает очередную аферу, продавая 19,5% акций “Роснефти” якобы консорциуму швейцарской Glencore и суверенного фонда Катара QIA. На самом же деле он покупает госкомпанию (69,5% ее акций принадлежат государственному ОАО «Роснефтегаз») за государственные же деньги!

Напрасно министр финансов Силуанов радовался, что средства от продажи акций позволят заткнуть бюджетные дыры и сохранить быстро усыхающий Резервный фонд. Да, “Роснефтегаз” перевел в бюджет 710,8 млрд. рублей, что подтвердил Минфин. Однако покупку профинансировал не иностранный покупатель, а Центробанк РФ!

Он включил печатный станок, провел масштабную эмиссию и влил в банковскую систему в виде кредитов 650 млрд. рублей. А поскольку согласно его же статистике, конвертации валюты на рынке не происходило, то большая часть из полученных за продажу акций 10,5 млрд. евро прошли мимо валютного рынка. И мимо России. Потому что “Роснефти” надо заплатить $3,8 млрд. за покупку доли в индийском НПЗ Vadinar, $2 млрд. за приобретение 35-процентной доли в газовом месторождении Зохр в Египте и еще $3,8 млрд. нужно на погашение внешнего долга в декабре.

Но и это не все. Похоже, что никаких денег от покупателей вообще не поступало! Из 10,5 млрд. покупатели смогли наскрести лишь 2,7 млрд., насчет остального возлагали надежды на пул банков во главе с итальянским Intesa. Но оказалось, что он пока лишь “продолжает изучать” возможность своего участия в сделке, как сообщил 19 декабря представитель банка. Мешает позиция финансового регулятора Италии, который начал проверку на предмет соответствия сделки санкционному режиму в отношении “Роснефти”.

От кого же поступили деньги в бюджет? Оказывается, от убыточного государственного «Газпромбанка» (тенденция, однако: кого ни возьми, все в убытке!), причем опять-таки за счет государства — в октябре “Роснефтегаз” (напоминаем — это собственник “Роснефти”) разместил там валютный депозит на $29 млрд.

Как видим, «Газпром» и «Роснефть» не киты, на которых держится экономика державы, не национальное достояние, а чудовищные насосы, перекачивающие это достояние в карманы придворной камарильи.

 

Россия во мгле

Резюме: перспективы у России неважные и помимо перечисленных имманентных проблем возникают новые. Одним из лозунгов, с которыми Трамп шел к победе, было обещание снять запреты на добычу нефти и газа в Арктике и на шельфе, что вкупе с расконсервацией сланцевых скважин сорвет планы Путина и ОПЕК повысить цену на это сырье. К тому же ФРС США подняла учетную ставку и намерена повторить это в ближайшем будущем, что приведет к усилению доллара (оно уже началось) и ослаблению позиций сырьевых стран.

В общем, куда ни кинь, везде клин и недаром входящее в большую тройку рейтинговое агентство Fith вслед за Moody’s закрывает Россию, отзывая рейтинги российских эмитентов. Поэтому заранее объявлено, что на ежегодной большой пресс-конференции, которая была перенесена на 23 декабря, Путин не будет затрагивать тему экономики. De mortuis aut bene, aut nihil.

Но причем тут Америка, спросите вы? Касаются ли нас русские проблемы? Судя по тому, что Трамп хочет видеть госсекретарем человека, много лет тесно связанного с «Газпромом», награжденного российским орденом, друга Сечина, коллеги Путина по КГБ, вполне могут коснуться. Пикирующий менеджмент это не исключительно российская прерогатива.

Be the first to comment on "Хроника пикирующего менеджмента"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.