Ты победитель, Карл!

Фото: Legacy.com

Инна Иохвидович 

photo by Boris Mychailov

photo by Boris Mychailov

«Лаупхайм – город в Германии, районный центр в земле                       .                                                          Баден-Вюртемберг.. Подчинён административному

                                                               округу Тюбинген.

                                                                Население около 20 000 человек.

                                                                – Известные жители:

                                                                Карл Леммле – основатель старейшей американской

                                                                киностудии «Universal»

                                                            Из Википедии, вместо эпиграфа!

-Анна-Мария, я ведь, хоть и не землячка Карлу Леммле, но тоже, как и он, только, он из немецких евреев, а я из русских! – сказала совсем молоденькая девушка очень-очень старой, сидевшей  рядом с нею, женщине

Через какое-то мгновение девушка пожалела о сказанном, ей показалась, что старая словно бы поперхнулась куском юбилейного торта. Его минуту назад  надрезал  министр-президент земли Баден-Вюртемберг. И прочувственно произнёс:

«С днём рождения, Карл! Хэппи  бёздей то ую!»

Мария, молодая девушка училась в университете  и пришла на празднование 150-летие знаменитого шваба, после того, как две недели назад побывала на выставке посвящённой ему.

Там то, она и узнала, что основатель старейшей из существующих сейчас голливудских студий родился в еврейском квартале Лаупхайма, городка неподалёку от  столицы этой немецкой  земли – Штутгарта. Случилось  это во второй половине девятнадцатого столетия. И , как многие другие, а евреи в особенности, уехал в Новый свет в поисках счастья.

      Неведомо было ему, что первую свою фирму он откроет только в сорок лет. А главное дело жизни – студию Universal вообще под пятьдесят!

На студии экранизировали роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен», что вызвало скандал и негодование в уже нацистской Германии. В «Юниверсал» создали первые фильмы ужасов, оттуда вышли Дракула,  Франкенштейн и другие…

Как многие выходцы из небольших городков он видел свой бизнес «семейным» и на киностудии работало семьдесят его родственников.

А уж когда нацисты на родине пришли к власти, то делом чести для Карла Леммле стало спасение  всего еврейского квартала в Лаупхайме. Он перевёз общину своего городка в США, расплатившись с нацистским начальством большими деньгами! Это был Поступок, способных на подобное, были единицы! Карл и предполагать не мог, что его  150-летие  на родине будут торжественно отмечать, и самый высокий начальник будет говорить о нём и поздравлять его!

Когда торжественная часть вечера закончилась, то приступили к неофициальной весёлой с игристым вином ,апельсиновым соком, и конечно тортом, тогда-то и очутились рядышком  старая Анна-Мария и просто Мария.

Старушка рассказывала, как она жила и трудилась в Бонне, сначала, будучи практиканткой,  в ведомстве бундесканцлера Конрада Аденауэра. Когда она сказала об этом, то молоденькой просто Марии показалась, что она и похожа на старого канцлера,  по крайней мере, на те  его фото, что ей пришлось видеть.  Немало интересного поведала старуха, Маша  молчала,  внимая ей, пока  не проскочило:

– Я ведь здешняя, из этих краёв, швабка, как и Леммле! Он ведь, как ни крути, тоже шваб!

-Как это?! – вскинулась Маша,- я понимаю, что Карл Лемле был здешним  уроженцем! Он и был немецким евреем, как я русская еврейка!

-Вот и хорошо!- Анна-Мария заулыбалась, справившись  с тем,  что поначалу  показалось, что она подавилась тортом, – здесь  свободно и спокойно могут жить абсолютно все!

– Анна-Мария, вот скажите мне, только честно, я могу идти по Штутгарту  вот этим?! – и просто Мария вытащила из под свитера серебряную цепочку, на которой висела   вырезанная  из дерева  шестиугольная звезда, звезда Давида!

И вновь ей стало жаль враз онемевшую  сухонькую, будто высохшее деревце, старушку. Быстро попрощавшись, Маша ушла.

У себя в комнате, в съёмной, с другими студентами квартире,  села она чаёвничать, Вместо баранок решила съесть недоеденный кусок торта, что было как-то неудобно оставлять на   тарелке

Она и сама не заметила, как вослед за премьер-министром земли, подняв стакан в подстаканнике, произнесла:

-С днём рождения, Карл! Ты Победитель, если  через 150 лет у тебя на родине, что часто казалась тебе и  мачехой, и смерть несущей, таким как ты… Тебя не просто вспоминают, а празднуют и гордятся тобой…

Be the first to comment on "Ты победитель, Карл!"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.