Городок Центервилль, на северо-востоке Северной Каролины, сейчас населяют всего 89 человек. Когда он родился, свыше ста лет назад, от него ожидались большие надежды, но теперь он вот-вот прекратит свое существование.
Город был основан в 1882 году на перекрестке двух сельскохозяйственных маршрутов в сельском округе Франклин, в 45 минутах езды к северо-востоку от Рейли в соседнем округе Уэйк. Но если Рейли сравнительно быстро рос весь век, его население удвоилось с 1990 года, достигнув в наши дни 450 000, то население Центервилля за то же время наоборот, уменьшилось на 11 человек.
Члены городского совета вместе с мэром проголосовали в январе отменить городскую хартию и перейти на статус невключенной территории. Через месяц соответствующее постановление было предложено сенатором штата.
Небольшая справка. Невключенная территория (существуют также переводы “немуниципальная”, “межобщинная”, “неинкорпорированная” территория) – территория, которая не входит в состав какой-либо административной единицы соответствующего уровня (обычно самого низкого), например, общины, поселения, коммуны, муниципалитета и так далее и находится под непосредственным управлением вышестоящего уровня власти (района, провинции, штата и так далее).
Невключенные территории являются ненаселенными, особенно в районах с редким населением, но в некоторых странах существуют невключенные населенные пункты, как правило маленькие или специального назначения (например, обслуживающие военные объекты).
Физически Центервилль останется существовать – как группа построек и живущих в них людей, но все услуги для населения будут осуществляться властями округа и штата. Все деньги из городской казны (если таковые останутся) будут переданы в добровольческий отдел пожарной охраны, в соответствии с местным законодательством.
Поводом для “самороспуска” города стала неудачная попытка повысить налоги на недвижимость.
В Центервилле власть не сильно утруждает себя – самой расходной строкой бюджета является уличное освещение в центре города, где работают два универмага, антикварный магазин, магазин Dollar General и закусочная. Город также платит за ежегодный аудит и проводит муниципальные выборы, хотя на последних муниципальных выборах в 2015 году проголосовали только 12 человек.
Центервилль – далеко не единственный город с подобными проблемами. Многие небольшие города, поселки и деревни по всей стране не могут свести концы с концами, поскольку их и так немногочисленные жители переезжают в крупные города. Работа городских служб, даже на уровне “полицейский участок в лице одного человека” требует денег, а где их взять, когда жителей совсем мало, и те в основном пенсионеры? Но муниципалитеты – и их избиратели – редко соглашаются отказаться от статуса населенного пункта.
По крайней мере три других города в Северной Каролине рассматривают подобный шаг – в том числе Фейр-Блафф недалеко от границы со штатом Южная Каролина. Здесь проживают 950 человек – однако наводнение от прошлогоднего урагана “Мэтью” подорвало налоговую базу. Основным источником местного бюджета был, как и в Центервилле, налог на недвижимость – а после наводнения таковой почти не осталось, зато появилось множество граждан, нуждающихся в финансовой помощи. Вдобавок ураган вывел из строя одно из водохранилищ, на очистку которого опять же нужны бюджетные деньги.
“Из-за того, что случилось, мы больше не можем собирать налоги, – сказал мэр Фейр-Блаффа Билли Хаммонд. – У нас были финансовые проблемы и до наводнения, но после него проблемы стали нерешаемыми”.
В штате Пенсильвания примерно сотня из самых маленьких местных поселений находится в перманентном кризисе и соответствуют финансовым и демографическим критериям, чтобы перейти под непосредственный контроль штата. Это оценка Дэвида Раска, бывшего мэра Альбукерке, который сейчас является экспертом по вопросам консолидации.
Для некоторых из них расформирование или объединение с другими единицами местной власти является единственным логичным выбором, поясняет Раск. “Они не могут решить свои проблемы сами, – сказал он. – Денежные средства утекают из этих маленьких городов так быстро, что большинство из них становится банкротами”.
Чем больше город, тем он, в среднем, здоровее, согласно отчету от 2015 года Национальной лиги городов, которая регулярно делает обзоры экономического здоровья городов по всей стране. “В среднем благосостояние городов заметно улучшилось за последние пару лет, но самые маленькие города, как правило, медленнее восстанавливаются после потерь, – отметил Джеймс Брукс, директор Национальной лиги по вопросам городского планирования. – Число городов и поселков стремительно росло в конце XIX и начале XX века, после того, как границы штатов были определены, налажено стабильное транспортное сообщение, определились столицы и торговые центры”. Еще один скачок численности населенных пунктов произошел после Второй мировой войны, отчасти благодаря бэби-буму и росту благосостояния. Но, начиная с 1970 года, число муниципальных единиц колебалось в районе 20 000, по данным Национальной лиги городов. Около 250 из этих городов имеют население более 100 000 человек. В 10 000 малых городов население меньше 10 000 человек.
Власти штатов в основном поддерживают превращение городов в невключенные территории или их слияние. Иногда они даже прямо или косвенно подталкивают городские власти к такому решению, но часто встречают ожесточенное сопротивление со стороны избирателей, для которых “малая родина” является предметом гордости. В конце 2000-х годов бывший губернатор штата Нью-Джерси Джон Корзин, демократ, пытался заставить крошечные городки объединиться в более крупные административные единицы, но мало чего добился. Губернатор штата Мичиган Рик Снайдер, республиканец, также не слишком преуспел, когда пытался использовать правовые изменения и финансовые стимулы, чтобы заставить города и пригороды объединить ресурсы.
“Если избиратели чувствуют, что они могут оживить свой город, они будут пытаться оживить его, – рассуждает Брукс. – Кто мы такие, чтобы мешать им в этом?”
В Центервилле, однако, на самороспуске настояло само население.
“Есть много таких городов, как Центервилль в Северной Каролине, – сказал сенатор штата Чад Бейрфут, республиканец, чей округ включает в себя Центервилль и который продвигал постановление о роспуске города. – Они поступили очень смело. Они ведут себя как взрослые. На такие решения крайне трудно пойти, но их принятие – признак ответственности”.
Бобби Аллен, уроженец Центервилля, полагает, что статус города не приносил никакой пользы местным жителям и бизнесу. “Наш город так мал, что даже проезжая на скорости в двадцать миль в час вы рискуете не заметить его в окне, – поясняет Аллен. – Если отказ от статуса сэкономит деньги, почему бы не сделать это?”.
Но Франк Альбано, владелец антикварного магазина, полагает, что Центервилль слишком рано сдался – он мог выбраться из финансового кризиса и другими путями. “Не обязательно было повышать налоги на недвижимость. Они могли обложить налогом всех предпринимателей, работающих тут, – я же плачу годовой операционный взнос в $100, и ничего, почему бы другим не сделать то же самое. Да в конце концов, они могли бы брать пять долларов за каждый воздушный шарик на новогодних праздниках! Я хочу, чтобы мои дела решал человек из моего города, а не кто-то незнакомый в столице округа”.
Be the first to comment on "Смерть одноэтажной Америки"