Алексей Орлов
“Я хорошо понимаю, что чувствуете вы, увидев кого-то другого в кресле телеведущего, – сказал Такер Карлсон, начиная в понедельник, 24 апреля, в 8 часов вечера (по времени Восточного побережья), часовую передачу на телеканале “Fox News”. “На протяжении многих лет, – продолжал он, – я смотрел в этот час Билла О’Райли, и я всегда поражался, как хорошо он подготовился, как решительно, как твердо и как прямо он выражал свои взгляды. Не легко делать то, что делал О’Райли. Он высоко поднял планку. Я попытаюсь достичь ее…”
“Благодарю вас за то, что остаетесь с нами”, – этими словами закончил Карлсон вступление, выразив надежду, что все те, кто смотрел передачи О’Райли, будут зрителями и его передачи.
На протяжении многих лет я был в числе тех, кто в рабочую пятидневку – с понедельника по пятницу, – устраивался в 8 часов вечера перед телевизором, настроенным на канал “Fox News”. Я вряд ли отличался от миллионов моих соотечественников, для которых часовая – с 8-ми до 9-ти – передача была одной из главных новостных программ всего американского телевидения. В течение этого часа мы смотрели и слушали Билла О’Райли. В понедельник, 24 апреля, мы знали, что, включив в привычное время телевизор, не увидим О’Райли, а с нами будет Такер Карлсон. Этому дню предшествовали события, о которых, я полагаю, знают если не все, то большинство читателей “Панорамы”. Есть, однако, смысл напомнить о них.
1 апреля газета “The New York Times” напечатала статью-расследование, согласно которой за последние полтора десятилетия шесть женщин, работавших в телекомпании “Fox News” , обвиняли О’Райли в сексуальных домогательствах и компании “21st Century Fox” и принадлежащая ей “Fox News” заплатили им не менее 13-ти миллионов долларов, чтобы избежать судебных процессов. Эта статья послужила сигналом к началу атак на О’Райли либеральных интернет-СМИ и либеральных общественных организаций. Они настаивали, чтобы компании, размещающие свою рекламу в передачах О’Райли, прекратили это делать. Они устраивали демонстрации в Манхэттене у штаб-квартиры телекомпании с требованием уволить О’Райли. Едва ли не каждый день на свет всплывали имена новых жертв сексуальных домогательств О’Райли. Давление на тех, кто платил О’Райли зарплату достигло апогея, когда афроамериканка, работавшая клерком в телекомпании семь лет назад, вспомнила, что однажды в разговоре с ней О’Райли использовал расистский сленг, и… И чаша терпения владельцев “Fox News” Руперта Мердока и двух его сыновей переполнилась: 19 апреля они уволили О’Райли. Спустя пять дней ведущим 8-часовой вечерней передачи стал Карлсон.
Билл О’Райли категорически отрицает свою вину, и поскольку по всем обвинениям были достигнуты внесудебные соглашения, нам остается лишь гадать, кто прав. Возможно, он – не ангел. Это более, чем вероятно. Но вот вопрос: затеяла бы “The New York Times” расследование , если бы О’Райли был не консервативным комментатором, а либеральным, и если бы он был ведущим журналистом не на телеканале “Fox News”, а на телеканалах CNN или MSNBC? Только человек, совершенно не интересующийся жизнью в Америке, не знает ответа на этот вопрос.
Если и есть в нашей стране кто-либо, кого либералы, прогрессисты, социалисты ненавидят больше, чем Дональда Трампа, то это консервативные журналисты телекомпании “Fox News”. Барак Обама не скрывал неприязни к ним. В первый же год своего президентства – 2009-й – он критиковал “Fox News” в различных интервью. Анита Данн, ответственная за связь Белого дома со СМИ, объявила, что “Fox News” – “не новостийная организация”. Тогда же было запрещено сотрудникам администрации давать интервью этой телекомпании. В течение восьми лет своего президентства Обама не упускал случая выразить отрицательное отношение к “Fox News”. Удивляться нечему: это была единственная телекомпания, позволявшая себе критиковать Обаму. И “Fox News” была единственной телекомпанией, журналисты которой поддерживали Дональда Трампа, а не Хиллари Клинтон. Но “Fox News” стала бельмом на глазу либерально-прогрессивных политиков, журналистов и общественных деятелей задолго до вселения Обамы в Белый дом.
“Fox News” – относительно молодая компания. Ей от роду всего-навсего 20 лет. Первая передача телеканала состоялась 7 октября 1996 года. В то время главными поставщиками политической информации выступали три лево ориентированных сноба Том Броко (NBC), Питер Дженнингс (ABC) и Дан Разер (CBS). Правда, уже существовала полтора десятилетия кабельная новостная телекомпания CNN, но к середине 90-х годов идеология ее главных комментаторов ничем не отличалась от идеологии названных выше комментаторов трех главных телесетей. Владелец газетно-журнально-телевизионной империи Руперт Мердок решил, что многим американцам обрыдла пропаганда либералов, и, значит, в информационном океане найдется место телеканалу с иной идеологической ориентацией. Решено – сделано: Мердок основал “Fox News” и назначил начальником новой компании Роджера Айлеса, который работал с президентами-республиканцами Ричардом Никсоном, Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем и обладал к тому же телевизионным опытом
Но мало было создать “Fox News”. Следовало добиться, чтобы компании, обслуживающие телезрителей, включили новичка в телепакеты, которыми торгуют на рынке. Когда 7 октября 1996 года состоялся дебют “Fox News”, у новичка было 17 миллионов зрителей, но среди них не было телезрителей Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Компания “Time Warner”, обслуживавшая ньюйоркцев, отказалась включать в пакет передачи “Fox News”. Потребовалось вмешательство мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани, чтобы нью-йоркские телезрители получили возможность смотреть программы “Fox News”.
У либералов были основания опасаться новичка, поскольку новичок с первого же дня отличался от традиционных – то есть либеральных – СМИ. И одним из тех, кто олицетворял разницу, был Билл О’Райли, который дебютировал на “Fox News” в день дебюта новой компании – 7 октября 1996 года. Спустя почти 11 лет – в августе 2007-го – передача “The O’Reilly Faсtor” поднялась на первое место в рейтинге новостных передач кабельного телевидения, и за прошедшее с тех пор время всегда – всегда! – возглавляла рейтинг.
Стало обычным, что часовая программа О’Райли собирала в полтора-два раза больше зрителей, чем передачи в этот же час всех других новостных телеканалов вместе взятых. Бывало – и нередко, – что его передачу смотрело больше зрителей, чем новостные передачи общенациональных телесетей ABC, NBC и СBS. Как сказочная курочка О’Райли приносил своим хозяевам золотые яйца. Он зарабатывал десятки миллионов долларов и его передача вносила в казну телекомпании сотни миллионов.
Чем больше росла популярность О’Райли, тем большую ненависть вызывал он у либерально-прогрессивных политиков, общественных деятелей, коллег-журналистов. Отсутствие в его передачах даже намека на политкорректность вызывало у них плохо скрываемое неприятие.
О’Райли сомневался во влиянии человека на изменение климата. О’Райли требовал принять законодательные меры против градоначальников, которые не считают нужным сотрудничать с федеральными властями в наказании совершивших преступления нелегальных иммигрантов. О’Райли считал расистской организацию, объявившую, что жизнь черных важнее жизни остальных рас. И – о, ужас! – О’Райли не считал Трампа исчадием ада и не скрывал добрых отношений с ним в течение последних двух десятилетий. Требовалось убрать каким-либо образом такого тележурналиста с глаз людских, и “The New York Times” принялась за работу. Почва оказалась благодатной.
Летом прошлого года Гретчен Карлсон, работавшая в “Fox News” телеведущей более десяти лет, предъявила Роджеру Айлесу судебный иск – обвинение в сексуальных домогательствах. Айлес отрицал обвинение. Однако семейство Мердока решило не доводить дело до суда, и предложило Айлесу уйти, щедро заплатив за это. Не была обижена, конечно, и госпожа Карлсон, она получила сколько-то миллионов отступных. Широко было известно, что в 2004 году такое же обвинение предъявила О’Райли продюсер его передачи Андреа Макрис. И она получила отступные от телекомпании. А что, если с О’Райли подобное случалось не раз? Корреспонденты нью-йоркской газеты Эмили Стил и Майкл Шмидт приступили к расследованию.
У меня нет ни малейшего сомнения, какую цель преследовала главная либерально-прогрессивная газета. Эту цель озвучила адвокатесса Лиса Блум, нашедшая в северо-каролинском городке афроамериканку Перкьюту Бергесс, в разговоре с которой семь лет назад О’Райли употребил будто бы расистский жаргон. Сначала госпожа Бергесс отказывалась вспоминать прошлое, но адвокатесса настаивала: “Вы не должны молчать! Поставьте себя на место Розы Парк!” Сравнение с Парк оказало воздействие. У Бергесс появился шанс войти в историю, как Роза Парк – символ борьбы с расовой сегрегацией.
“Избавиться от Билла О’Райли – такой была наша цель”, – объявила адвокатесса Блум. И это была, конечно, цель всех, кто участвовал – начиная с “The New York Times” – в кампании против О’Райли. Цель была достигнута. Но по мере раскручивания этой кампании замаячила более привлекательная цель – возможность покончить с монополией “Fox News” на новостном телерынке.
В понедельник, 24 апреля, когда Такер Карсон впервые занял кресло Билла О’Райли, “The New York Times” напечатала статью “Соперники ‘Fox News’ видят шанс подняться наверх”. У либеральных CNN и MSNBC действительно появился шанс ликвидировать отставание в рейтинге от конкурента. Чтобы достигнуть эту цель, необходимо изменить идеологическую окраску конкурента и его политическую – про республиканскую – позицию прежде всего в передачах прайм-тайм – с 8 до 11 вечера. Если это удастся сделать, аудитория “Fox News” сократится. Его традиционные зрители не будут, конечно, смотреть передачи либеральных СМИ, но они найдут замену своему любимцу в телевизионном море, насчитывающем сотни каналов.
“The New York Times” приступила к опорочиванию Карлсона, как только стало известно, что он займет место О’Райли в 8-часовой передаче. Газета назвала его “консервативным провокатором”… А в пятницу, 21 апреля, под огнем оказался консервативный комментатор Шон Хэннити, передача которого начинается в 10 часов вечера. Бывшая сотрудница обвинила его в … сексуальных домогательствах. Правда, уже в понедельник, 24-го, она объявила, что ее “не так поняли”… Во вторник, 25-го, стало известно, что одиннадцать – бывших и нынешних – работников “Fox News” обратились в суд с обвинением руководства телекомпании в расовой дискриминации.
В пятницу, 28-го, газета “The Hollywood Reporter” сообщила, что Мердок и его сыновья собираются заняться перестройкой менеджмента “Fox News”. Они, пишет газета, намерены уволить Билла Шайна, который вместе с Джеком Абернети возглавил компанию после отставки Роджера Айлеса. “Это будет означать смерть телекомпании”, – написал в твиттере Шон Хэннити…
Возможна ли “смерть” телекомпании – ее идеологическая и политическая переориентации? Разумеется, возможна!
Руперту Мердоку – 86 лет, и он уже учитывает пожелания сыновей – 44-летнего Джеймса и 45-летнего Лахлана. Решающий голос часто принадлежит младшему сыну. “Джеймса и его прогрессивно ориентированную жену Кэтрин давно беспокоили некоторые элементы телекомпании”, – написала 25 апреля “The New York Times”, не уточняя, о каких именно “элементах” идет речь. Не исключено, что Кэтрин, работавшую в Фонде по защите окружающей среды, который финансировал Фонд Клинтонов, не устраивает позиция некоторых журналистов телекомпании – “климатических скептиков”.
Что случится с “Fox News”, если Джеймс Мердок поставит во главе компании либерально-прогрессивных деятелей? Хэннити прав: это будет смерть…
Расставшись с Биллом О’Райли, компания “Fox News” потеряла не только одного из лучших в Америке тележурналистов. Она потеряла общенационального учителя истории. В молодые годы О’Райли преподавал историю в школе. И он стал свидетелем того, как падает в Америке интерес к истории своей страны. И он понимал: страну не ждет ничего хорошего, если народ не будет знать ее истории. В последние десять лет он написал книги о покушениях на президентов Авраама Линкольна, Джона Кеннеди и Рональда Рейгана , а также о генерале Джордже Паттоне (автор полагает, что и он – жертва покушения). Он написал книгу о войне США и Японии. В последние несколько лет по его сценариям были сделаны два телесериала: один – о Диком Западе, второй – об Американской революции. О’Райли готовил еще один телесериал – о Гражданской войне.
Миллионы и миллионы американцев впервые – да, да, впервые! – заинтересовались историей своей страны благодаря Биллу О’Райли. Ни в “Fox News”, ни в одной другой телекомпании нет такого, как он, учителя истории. Понимают ли это те, кто сделал все возможное, чтобы О’Райли ушел? Разрешите предположить, что абсолютное большинство этих людей совершенно не интересует история Америки.
Be the first to comment on "“Fox News” под прицелом левой Америки"