Шалва Чигиринский: о пожаре в Кемерово и его причинах

Пожар в ТРЦ "Зимняя вишня" в Кемерово, 25 марта 2018 года. Источник фото: www.dw.com

www.vesti.ru

“Ни одна страна в мире не застрахована от пожаров и обрушений, но не могу не отметить чисто российскую специфику – цепочку безответственности и непрофессионализма, которая приводит к такому большому числу жертв. «Зимняя вишня»- не первая и не последняя трагедия такого рода. Кампанейщина поиска виноватых окончится, а глубинные причины, к сожалению, останутся. В России от пожаров гибнут в 7 раз больше, чем в США.

А между тем стандарты безопасности в России достаточно хорошо  прописаны еще со времен СССР. Большой разницы в сравнении с западными тут нет. Но есть разница в отношении к этим законам. В России по-прежнему процветает раздолбайство и надежда на «авось».

«Зимняя вишня»-  типичный провинциальный экономвариант, когда старое здание переделывают в нечто новое – подделали, подкрасили, двери поменяли, лифт встроили-и вот, вроде, заиграло по-новому. А ведь конечно здание фабрики надо было сначала снести, прежде чем возводить такой комплекс, рассчитанный на массовое стечение народа. Фабрика и молл проектируются совершенно по-разному.

Лично мне «Зимняя вишня» напомнила громкую историю сноса гостиницы «Москва». Я, как разработчик дизайн-проекта, заказал частную экспертизу объекта, и когда она была готова, один из экспертов привез меня на место и ткнул железной пикой в стену- пика  прошила фасад насквозь. У меня от этого зрелища холодный пот по спине заструился. Оказалось, что из шлакобетона со временем испарилась вода и материал превратился в труху. Гостиница могла обрушиться в любой момент.

Отстаивать идею сноса здания было непросто- такой проект был намного дороже изначального бюджета. Когда я доложил Юрию Михайловичу Лужкову, что «Москву» надо разбирать, он мне очень жестко ответил: «Еще раз скажешь- выброшу в окно!». Набрав воздуха, я все-таки продолжил – «Иначе она рухнет!».

Мы могли получить «Зимнюю вишню» у стен Кремля.  Версия сноса исторического объекта, прямо скажем, не была популярной, но все участники шли на открытые дебаты в прессе и на круглых столах, где высказывались разные точки зрения и в спорах рождалась истина. Я даже пресс-центр возле стройплощадки разворачивал. Совсем другая атмосфера царила тогда в Москве. А в случае с Кемерово российские СМИ взяли долгую паузу поначалу- явно хотели заканифолить информацию, а вакуум тут же был наполнен слухами и вымыслами. Это тоже показало, что доверия к официальным СМИ не много.

Невозможно поверить в то, что сгоревшее здание могло пройти экспертизу – ведь оно не вписывается ни в какие параметры безопасности! Когда, например, мы начинали работать над проектом «Охотный ряд» на Манежной площади, получить добро от Главгосэкспертизы было чрезвычайно нелегко. Однако, с тех пор многое изменилось в российской системе контроля. На мой взгляд, было ошибкой ввести Главгосэкспертизу в структуру Минстроя, то есть, отдать ее под начало тому, кто заинтересован поскорее протолкнуть объекты в эксплуатацию.  Получается, что без состязательности интересов рука руку моет- это, я думаю, еще может аукнуться в будущем.

Но в кемеровской трагедии есть и другая версия, что никакой строительной экспертизы у торгово-развлекательного комплекса не было вообще! В это даже трудно поверить-  просто вопиющее обстоятельство, которой показывает, как коррумпирована местная власть.

Как такой объект могли принять к эксплуатации-  пожарная инспекция, сантехническая, электрики, вентиляционщики, отопители, связисты? Ведь, по логике, это был разные службы, однако все действовали словно по отмашке одного и того же дирижера.   На мой взгляд, в сфере строительства и эксплуатации объектов нужны параллельные структуры контроля, не подчиненные вертикали власти.

В Америке соблюдение безопасности доведено на взгляд россиянина до  паранойи- в парилке температуру не поднимешь выше 80 градусов цельсия-запрещено! Открываешь дверь в общественное заведение-  непременно висит табличка- «Смотрите под ноги!» Без нее будет виноват менеджер ресторана, если вы вдруг споткнетесь и лоб расшибете. Снег пошел – школы закрывают, дети дорогу переходят- улицу перекроют.  Так здесь относятся к главному праву- на жизнь и лучше перестрахуются.

И никто не пойдет на нарушения, хоть сам президент бы позвонил и попросил «решить вопрос». Жесткие штрафы, санкции, параллельные контролирующие частные структуры – и никакой губернатор не нужен для надзора за строительством.

Еще одна мощная контролирующая империя в США – страховые компании. Они кишки вывернут наизнанку, расследуя кто виновен, если доходит дело до выплаты страхового случая. И попытается переложить вину на подрядчика, на управляющую компанию – кого угодно, если удастся зацепиться за малейший просчет в их работе. Вот потому тут в строительстве взятки не дают и не берут- система другая. А в России страховая система совершенно допотопная.

  Владельцем «Зимней вишни» назван миллиардер Денис Штангелов, и в российских СМИ и соцсетях сразу назвали его главным злодеем. Я бы не стал возлагать на него моральную ответственность – это и его горе, и его трагедия. Как бизнесмен, скажу, что плохую он сделал инвестицию – в стране, где царит бардак, опасно быть собственником. Да и непонятно, как он купил такой объект, не оценив его детально. Тут есть вопросы. Но собственник живет в Австралии, выпускает  свои «кириешки», он не девелопер и не может знать всех нюансов строительства развлекательно-торгового центра. Он нанял для этого управляющую компанию, которая по всем стандартам- и русским, и американским, и английским, и немецким- несет полную ответственность за объект. (Управляющая сгоревшим ТРК ООО «Зимняя вишня Кемерово Надежда Судденок арестована-ред.)

Представим даже, что управляющий или представитель собственника докладывал о плохом состоянии здания и просил инвестиций, а владелец не дал. Но ведь в этом случае управляющий должен сообщить в надзорные органы и объект бы тут же закрыли по соображениям безопасности. В США – это вообще моментальное дело, если кто-то сообщил об аварийном состоянии здания.

Я однажды спешил в Москву и летел с юга Франции на личном самолете. И вдруг пилот идет на посадку  в Женеве, не спрашивая меня. Есть, говорит, техническая проблема, угрозы безопасности не представляет, но…надо связаться с управляющей компанией. Приземлились, я скриплю зубами, жду. Приходит капитан корабля, англичанин. Говорит, управляющая компания оставила вопрос на  усмотрение капитана, а мое усмотрение- полет отменяется, покиньте борт.

«Да борт-то мой собственный!»- кричу на него. «А не имеет значения,- отвечает.- Мы его не забираем у вас, а просто просим покинуть». Мне пришлось улететь рейсовым самолетом. Я был в бешенстве, а потом остыл, поразмыслил и согласился, что они действовали правильно. Вот что такое цивилизованные отношения между собственником и менеджером.

В кемеровской трагедии я бы искал виноватых где-то в этом звене- управляющие, представители собственника и районные или городские регуляторы. Справедливо ли возложить ответственность на Владимира Путина? Областной развлекательный центр- это не его уровень компетенции, но он ответственен за ту систему вертикали, которую создал и которая показала полную недееспособность перед трагедией.  

Следственный комитет уже заявил, что если господин Штенгелов не приедет добровольно, то будет добиваться его экстрадиции. Вот это по-нашенски – миллиардер всегда априори некий злодей. На него, на владельца «Зимней вишни», всех собак и навесят: и за то что богатый, и за то, что далеко”.

Записала Лариса Саенко

Be the first to comment on "Шалва Чигиринский: о пожаре в Кемерово и его причинах"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.