Президент Трумэн – “повивальная бабка” Израиля

Друзья с молодых лет: Гарри Трумэн и Эдди Джейкобсон

14 мая – 70 лет со дня основания Государства Израиль.  15-го исполняется 70 лет со дня  признании Израиля  Соединенными Штатами Америки, которые стали первой страной, признавшей еврейское государство.

Это было сделано по настоянию президента Гарри Трумэна и вопреки позиции руководителей Государственного департамента  и министерства обороны. Роберт Ловетт, тогдашний заместитель госсекретаря и будущий глава Пентагона,  не согласный с Трумэном,  откликунлся на решение признать Израиль  докладной

Президент Трумэн и Давид Бен-Гурион

запиской (она была обнародована лишь три десятилетия спустя), в  которой изложил свою позицию и назвал президента “повивальной бабкой” Израиля.  И Ловетт недалек от истины.  Хотя история не признает сослагательного наклонения, но мы можем с полным основанием считать, что будь президентом не Трумэн, то, не исключено, что  США не только не признали бы  Израиль, но и выступили бы против создания в Палестине еврейского государства.

В эти праздничные дни  не грех вспомнить о двух событиях, которые предшествовали его созданию.  Первая дата: 14 февраля 1896 год. В этот день австро-венгерский журналист Теодор Герцль издал в Вене книгу “Еврейское государство” (Der Judenstaat).  Еврейский вопрос, писал он, следует решать не эмиграцией евреев из одной страны в другую и не ассимиляцией, а созданием еврейского государства. Место этому государству – древняя Иудея. В то время Иудея была частью  Палестины – провинции Оттоманской империи.

Книгу Герцля  немедленно перевели с немецкого на иврит, английский, французский, русский и румынские языки. На следующий год после публикации была организована  Всемирная сионистская организация. В начале ХХ века в Палестину хлынули как  спасавшиеся от погромов евреи Российской империи, так и евреи-сионисты из Германии и других стран Западной Европы..

Вторая дата: 2 ноября 1917 год. В этот день министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур написал письмо представителю британской еврейской общины лорду Ротшильду для передачи Сионистской фелерации страны. Глава британского МИДа, в частности,  писал: “Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа, и приложит все усилия для содействия достижению этой цели».

Письмо  вошло в историю как Декларация Бальфура.  В феврале 1918 года о своем согласии с Декларацией объявила Франция, в мае – Италия, в августе  ее одобрил президент США Вудро Вильсон. В апреле 1920 года страны-союзники – победители в Мировой войне – утвердили Декларацию Бальфура как основу послевоенного урегулирования в Палестине и она была включена в текст мандата Великобрпитании на управление Палестиной, утвержденного Лигой наций.  Когда в 1945 году была создана Организация Объединенных Наций, в ее Уставе была статья о сохранении в силе всех мандатов Лиги Наций.  30-летний мандат Великобритании на управление Палестины истекал 14 мая 1948 года,  но  вопрос о еврейском государстве  в Палестине стал обсуждаться задолго до этого дня.

В первые же годы посде Декларации Бальфура – с 1919-го по 21-й – в Палестину приехадли  больше 18 тысяч евреев. В последующие годы иммиграция евреев продолжалась, и она достигла пика во второй полвине 30-х  как результат политики национал-социалистов в Германии.  К началу Второй мировой войны еврейская община в Палестине насчитывала почти полмиллиона. Ее рост вызывал неприятие арабов, причем не только живущих в Палестине..

20  февраля 1945 года  Франклин Делано Рузвельт  встртетился с королем Саудовской Аравии Абдаллой  ибн Аль Саудом.  Первая в истории встрча  президента  США с саудовским монархом  произошла в египетских водах,  где остановился американский крейсер “Quincy”.  Рузвельт прилетел на самолете из Ялты, где состоялась  конференция  с участием Черчилля и Сталина.  Официально палестинской вопрос в Ялте не обсуждался, но 10 февраля за ужином Рузвельт спросил Сталина, поддерживает ли он программу сионистов. Сталин ответил, что в приципие, да, поддерживвает. “Но наша попытка основать для евреев дом в Бирабиджане провалилась, потому что евреи тягатеют к большим городам.  Лишь немногие преуспели в работе на земле”,  – сказал Сталин. “А что вы предложите королю?” – спросил он  у Рузвельта, который  поведал о предстоящей встрече с королем Саудовской Аравии. “Попрошу принять шесть миллионов американских евреев”, – сострил Рузвельт.  Не поняв, что президент пошутил,  Сталин  сказал, что Рузвельт столкнется с трудностью в попытке убедить короля, потому что евреи, сказал советский диктатор, это “арендаторы, спекулянты и тунеядцы”.

Король Ибн Сауд и президент Франклин Делано Рузвельт

На встрече с Рузвельтом Ибн Сауд и слышать не желал о европейских евреях в Палестине. Он заявил президенту, что евреям следует оставаться в Европе,   и побежденная Германия дожна взять на себя все расходы по расселению находящихся в лагерях для беженцев евреев в  странах, из которых они бежали. Более конкретно король изложил свою позицию  (о чем Рузвельт был осведомлен)  в беседе с послом США в  Эль-Рияде:  “Если Америка  поддержит евреев, это даст нам понять, что Америка отвергает дружбу с нами”.  Рузвельт обещал королю не делать ничего, что  может быть “растолковано как враждебноее отношение к арабскому народу” .

Аллис и Рональд Радош  подробно изложили  ход встречи президента США и саудовского монарха в книге “Убежище: Гарри Трумэн и создание Израиля” (“A Safe Haven:  Harry Truman and the Founding of Israel”),  У Рузвельта,  пишут они,  не было четкой позиции по вопросу о государстве евреев в Палестине. Его позиция часто во многом  зависела от того, с кем он обсуждал этот вопрос.  Докладывая 1-го марта Конгрессу о Ялтинской конференции, Рузвельт  уделил пару минут встрече с  королем и, в  частности, сказал: “В течение пяти минут разговора с Ибн Саудом я узнал о проблеме Аравии, мусульман и еврейской проблеме  больше, чем мог бы узнать, обменявшись двумя или тремя десятками писем (с заинтересованными этими проблемами)”.  Депутатам Конгресса оствалось лишь гадать, разделяет ли президент точку зрения монарха на эмиграцию евреев в Палестину или не разделяет.

Через полтора месяца после встречи с королем Саудовской Аравии Рузвельт скончался, и пост президента занял вице-президент Трумэн. В наследство ему достался Госдепартамент, в котором ключевые посты занимали  противники еврейского государства. Это были, в частности, Лой Хендерсон, возглавлявший отдел стран Ближнего Востока и Африки, и Дин Раск, ответственный за работу американской делегации в ООН. Они нашли союзника в лице министра обороны Джеймса Форрестола. Противники еврейского государства  руководствовались интересами США и поэтому  считали неразумным раздражать арабов. Но Трумэн симпатизировал мечте евреев о своей стране еще до того,  как был избран в 1944 году вице-президентом.

В 1943 году Трумэн, будучи сенатором, заявил, что должно быть сделано все возможное, чтобы гарантировать “убежище” европейским евреям.  Он поддерживал эмиграцию евреев в Палестину. Позиция Трумэна не должна удивлять.

Евангелист Трумэн знал назубок Библию и знал из Ветхого Завета, что Иудея – место евреев. О мечте евреев о своей стране Трумэн был хорошо осведомлен с тех пор, как он, 21-летний, познакомился в 1905 году с 16-летним Эдвардом Джейкобсоном – сыном иммигрантов из Литвы и убежденным сионистом.  Трумэн и Джейкобсон  подружились, работая вместе в Канзас-Сити (штат Миссури).  Когда в 1917 году США вступили в Мировую войну, они вместе записались добровольцами в армию, а после войны открыли галантерейный бизнес. Дружба продолжалась и когда Трумэн стал политиком. После того, как Джейкобсон узнал о судьбе евреев в Германии и оккупированных немцами странах, он постоянно обсуждал с Трумэном вопрос о еврейском государстве.  Историк Дэвид Маккалоу отмечает в получившей  Пулитцеровскую премию биографии Трумэна,  что у Джейкобсона был открытый доступ к президенту в Овальный кабинет.

В августе 1945 года – в  четверый месяц президентства – на стол Трумэна лег подготовленный Госдепартаментом отчет о положении евреев в лагерях для беженцев в Европе.  Президент  не скрывал негодования, прочитав, что положение евреев  “практически столь же ужасно, как было при немцах”. Автор отчета глава юридической школы Университета Пенсильвании Эрл Харрисон  рекомендовал  открыть двери для евреев в США и в Палестине. Трумэн отправил копию отчета британскому  премьер-министру Клементу Эттли и приложил к ней письмо с просьбой рассмотреть вопрос о раширении квоты эмиграции евреев в Палестину. В 1939 году  Британия решила, что  каждые пять лет в Палестину могут приезжать не более 75 тысяч евреев. Эттли и его министры восприняли письмо Трумэна как вмешательство в политику их страны. Как-никак, но Палестина была подмандатной территорией Британии. Но чтобы не накалять отношения с Соединенными Штатами, Эттли предложил создать англо-америкнскую комиссию для рассмотрения вопроса о еврейских беженцах. В апреле 1946 года комиссия рекомендовала немедленнно разрешить ста тысячам евреев ехать в Палестину и отменить ограничения на покупку еврееями земли в Палестине. О еврейском государстве ничего не говорилось.

Трумэн счел рекомендации достойными внимания. Правительство Британии и сионисты так не считали. Британия была против роста эмиграции евреев в Палестину. Сионисты возмущались отсутствием рекомендации о создании еврейского государства. После этого  начались дебаты уже не о выполнении рекомендаций англо-американской комиссии, а о создании в Палестине двух государств – еврейского и арабского. В октябре 1946 года, накануне Судного дня, Трумэн выступил с заявлением в поддержку такого решения палестинской проблемы.  Британия была против. Король Ибн Сауд  отправил в Вашингтон двух принцев, чтобы они выразили его протест лично президенту. 2 апреля 1947 года Британия предложила передать вопрос о будущем  Палестины на рассмотрение Организации Объединенных Наций.

К этому времени Госдпартамент  возглавил бывший генерал Джордж Маршалл,   по словам Трумэна, “величайший  из живущих ныне американцев”.  Маршалл не разделял ничьей точки зрения на будущее Палестины и объявил, что выскажется после  решения созданного в ООН специального комитета.  В то время, когда  члены этого комитета обсуждали проблему,  глава советской делегации в ООН Андрей Громыко объявил неожиданно для США и Британии  о поддержке предлождения Трумэна о двух государствах в Палестине –  еврейского и арабского. До этого мало кто сомневлся, что СССР на стороне арабов.   Застигнутые врасплох, Маршалл и его советики  в Госдепартаменте пришли к выводу, что цель Советского Союза –  вбить клин между США и Британией. Так это или не так, но теперь уже сионисты видели в Советском Союзе своего союзника…

31 августа  ООНовский комитет по Палестине  вынес на рассмотрение Генеральной Ассамблеи два предложения. Первое – о предоставлении Палестине  автономии после окончания британского мандата. Второе – о создании в Палестине двух государств – еврейского и арабского.  Начались дебаты. Те, что происходили  в Генеральной Ассамблее,  были на глазах всего мира. Те, что в Государственном департаменте, были  скрыты от глаз людских.  Во внешнеполитическом ведомстве США противники создания еврейского государства  сошлись на мнении, что их страна должна сделать все возможное, чтобы избежать конфронтации с арабами,  Делегация США в ООН готовилась голосовать против разделения Палестины на два государства.  Но вопрос, как голосовать, решал не Госдепартамент, а Белый дом, и 29 ноября по прямому приказу президента  США голосовали – вместе с  СССР и большинством стран – за раздел Палестины на два государства. На этом, однако, борьба  Трумэна с противниками двух государств не закончилась.

19 марта 1948 года посол США в ООН Уоррен Остин выступил в Совете Безопасности с предлоежением  отложить “на потом” раздел Палестины на два государства и  установить “временно” мандат на управление Палестиной – взамен  завершающего своей срок британского мандата. Трумэн не скрывал негодования “маьчишками в полосатых штанах”  (“striped-pants boys”), как он презрительно называл госдепартаментских умников.

Приближалось 14 мая – последний день британского мандата, а умники все еще лелеяли надежду переубедить президента. Тем более, что вопрос об арабском государстве отпал, поскольку создавать свое государство в Палестине арабы не собирались. Война  арабов с евреями была неизбежной. Но и создание еврейского государства, поддержанного большинством стран в ООН, было неизбежным. Госсекретарь Маршалл  считал возможным  убедить Трумэна отказаться от  дипломатического признания будущего еврейского госудасрства

12 мая Трумэн устроил в Белом доме совещание с участием четырех высокопоставленных чиновников Госдепартамента, включая госсекретаря Маршалла и его заместителя Роберта  Ловетта. Они расположились слева от президента. Справа располождились трое советников Трумэна, в их числе и Кларк Клиффорд. Днем ранее президент попросил его подготвить аргументы в защиту признания  еврейского государства: “Вообразите,  что вам предстоит защищать эту позицию в Верховном суде!”

Христианин Клиффорд был абсолютным сторонником права евреев на свое государство в Палестине. “Он был сионистом не по рождению, а по образованию”, – писали  о Клиффорде историки Деби и Ирвин Ангеры в книге “Маршалл”. Став советником Трумэна, Клиффорд, как и его босс,  считал, что “мальчишки в полосатых штанах” – политические назначенцы –  должны выполнять распоряжения президента, а не проводить свою собственную политику.

В  изданных в 1993 году мемуарах “Советник  президента” (“Counsel to the President”) Клиффорд подробно изложил ход совещания в Белом доме. Открыли совещание Маршалл и Ловетт. Они говории, что евреев не ждет ничего хорошего, и когда начнется война, Соединенные Штаты не смогут прийти им на помощь.  Выступавший вслед за ними Клиффорд привел несколько доводов  в пользу  создания еврейского государства. В частности: в Палестине не было мира между евреями и арабами и не будет мира вне зависимости от того, образуется ли  еврейское государство, и Палестина уже фактичски разделена на еврейский и арабский секторы.  Клиффорд также сказал, что на Ближнем Востоке никогда не было демократической страны, но таковым будет еврейское государство. Он напомнил и о шести миллионах  евреев, убитых нацистами, и о Декларации Бальфура, обещавшей евреям государство в Палестине. Клиффорд предложил президенту выступить на пресс-конференции – не дожидаясь решения ООН – и объявить, что Соединенные Штаты признают  еврейское государство.

“Господин президент, я  полагал, что на совещании будет обсуждаться важная и сложная внешнеполитическая проблема. Я не понимаю, почему здесь Клиффорд.  Он – советник по домашним делам, а не по международным!” – сказал госсекретарь, как только Клиффорд  сел на свое место.  “Он здесь, потому что я просил его быть здесь”, – сказал  Трумэн.

“Если вы последуете совету Клиффорда, и если я буду голосовать, я проголосую против вас!” – заявил Маршалл, имея в виду предстояшие в ноябре 1948 года выборы.

Услышав это, Трумэн, счел нужным закончить совещание.

14 мая  Маршалл позвонил Трумэну и сказал, что хотя и не поддерживает решение президента признать новую страну, он не будет публично выступать против.  Дин Раск, ответственный в Госдепартаменте за работу делегации США в ООН, вспоминал, что спросил у Маршалла,  не уйдет ли он в отставку в знак протеста.  “Нет! – ответил госсекретарь. – Конституция предоставляет президенту право принимать даже те решения, которые  кому-то не нравятся”.

15 мая – когда в Вашингтоне было 10 часов утра – Давид Бен-Гурион провозгласил создание в Палестине еврейского государства, названнго Израиль… Спустя несколько минут Белый дом объявил о дипломатическом признании нового государства… Через несколько часов армии арабских стран вторглись в Израиль. Началась Война евреев за Независимость….

С тех пор прошло 70 лет.  За эти годы американо-израильские отношения не всегда были  по-трумэнски дружественными. Случались  похолодания , как например, во время Суэцкого кризиса в 1956-57 гг., когда  президент США Дуайт Эйзенхауэр публично критиковал Израиль, Британию и Францию, воевавших с Египтом… И говоря о похолоданиях, незачем глубоко копаться в истории, достаточно вспомнить антиизраильскую политику Барака Обамы.  Но с приходом в Белый дом Дональда Трампа в отношениях США и Израиля наступили трумэнские времена.  Решение Трампа перевести посольство США из Тель-Авива в столицу Израиля – Иерусалим из той же высоко моральной категории, что и решение Трумэна немедленно признать Государство Израиль. Если бы Трумэн был жив, он первым приветствовал бы решение Трампа…

Be the first to comment on "Президент Трумэн – “повивальная бабка” Израиля"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.