Алексей Орлов
В среду, 18 ноября, полтора десятка чернокожих студентов Принстона вошли в офис президента университета Кристофера Айсгрубеpа и отказались покинуть помещение, пока президент не согласится обсудить их требования. В четверг, 19-го, Айсгрубер объявил о создании комиссии, которая обсудит требование студентов, организовавших в университете “Лигу справедливости для черных” (Black Justice League). У них несколько требований. Главные: переименовать студенческий комплекс и Школу общественных и международных дел, которые носят имя Вудро Вильсона. Они также требуют убрать гигантскую фреску с изображением Вильсона, которая украшает столовую студенческого комплекса.
Случившееся в Принстонском университете находится в одном ряду с протестами чернокожих студентов в других студенческих городках Америки. Тон задают обычно участники движения “Жизни черных имеют значение” (Black Lives Matter), возникшего вскоре после убийства белым полицейским черного парня в городе Фергюсон (штат Миссури) в августе 2014 года. Это движение – часто откровенно расистское – не вызывает у меня ни малейших симпатий, как и его участники в студгородках. Например, ничего, кроме возьущения, не мог вызвать марш чернокожих хулиганов и их белых союзников через библиотеку Дартмутского колледжа… Однако к тому, что произошло в Принстоне у меня совершенно иное отношение, хотя, конечно, трудно оправдать оккупацию протестующими офиса президента. И весьма спорны, на мой взгляд, их требования о переименовании студенческого комплекса и Школы общественных и международных дел. Но честь и хвала им за то, что они привлекли внимание к Вудро Вильсону, который был не только президентом Принстонского университета, но и президентом Соединенных Штатов Америки. Этот человек был еще и животным расистом. Однако американские историки называют Вильсона одним из лучших – часто одним из величайших – президентов.
В 1948 году профессор истории Гарвардского университета Артур Шлезингер-старший опросил 75 историков, попросив их расставить президентов по ранжиру – от лучших к худшим. Первое место получил Авраам Линкольн, второе – Джордж Вашингтон, третье – Франклин Делано Рузвельт. Вильсону досталось четвертое место в классификации Шлезингера-старшего. Томас Джефферсон оказался пятым… Спустя 14 лет – в 1962 году – опрос провел его сын историк Артур Шлезингер-младший, бывший в то время личным биографом президента Джона Кеннеди. В проведенном им опросе места распределились так же, как и в опросе отца: Линкольн, Вашингтон, ФДР, Вильсон, Джефферсон… С тех пор историки неоднократно составляли рейтинг президентов, и Уильсон обычно входил в число лучших.
Справочник “Полная книга президентов США” (“The Complete Book of U.S. Presidents’), который выдержал семь изданий (первое в 1984 году, седьмое – в 2009-м) и является настольной книгой каждого, полагаю, американского учителя итории, напоминает о рейтинге Шлезингера-младшего: “Вильсон занимает четвертое место среди пяти ‘великих’ президентов. Он стоит выше Джефферсона и ниже Франклина Рузвельта”.
Рональда Рейгана однажды спросили, думает ли он о том, какое место займет в истории. Рейган сказал, что не думает, поскольку в то время, когда ему определят место в истории, его уже не будет. Он не ошибся бы, заметив, что либеральные историки составляют большинство участвующих в опросах. Либералы продолжают любить Вильсона. Либеральные демократы почитают его по сей день. И почему бы нет? В годы президентства Вильсона была принята XIX Поправка к Конституции, гарантирующая женщинам право голоса. При нем был основан Федеральный резерв – Центральный банк США, были приняты законы, запрещающие детский труд, был узаконен для ряда производств восьмичасовой рабочий день. Вильсон был инициатором создания Лиги наций, хотя Соединенные Штаты не вошли в нее. Обвинят в этом, разумеется, республиканцев, отказавшихся ратифицировать в Сенате Версальский договор, включавший обязательство стать членом Лиги… Да ведь никто иной, как Вильсон, олицетворяет “прогрессивную эру”, а нынче либералы вновь называют себя прогрессистами, то есть наследниками Вудро Вильсона.
История – не песня, а поэтому из истории запросто выкидываются не только отдельные слова,но и целые главы. В истории президентства Вильсона обычно отсутствует глава об откровенно расистской политике этого “великого” президента. В том же справочнике “Полная книга президентов США” нет ни слова ни полслова о расистской политике Вильсона… В книге “Вудро Вильсон” (2003 г.), которая входит в основанную Шлезингером-младшим серию “Американские президенты”, расистской политике Вильсона-президента США отведено 14 строк и ничего не говорится о расистской политике Вильсона-президента Принстонского университета. Автор книги – Генри Уильям Брэндс, профссор истории Университета Техаса, две книги которого дважды выдвигались на Пулитцеровскую премию…
В громадной (31 тысяча слов) биографии Вильсона в интернетской энциклопедии “Wikipedia” есть глава “Президент Принстонского университета” (905 слов). В ней приводится список достижений Вильсона на этом посту, который он занимал с 1902 года по 1910-й, но даже не упоминается, что Вильсон лично распорядился не принимать в университет негров… Правда, глава “Гражданские права” (376 слов) информирует скороговоркой о расизме Вильсона, но многие ли читатели доберутся до этой главки в самом конце громадной статьи?
Конечно, есть книги и о расистской политике Вильсона. Назову две: “Расовая дискриминация и Вильсновская администрация” (“Jim Crow and the Wilson Administration, 2007) Николаса Петлера и “Расизм в государственном секторе” (“Racism in the Nation’s Service”, 2013) Эрика Йелдина. Но это малотиражные книги, адресованы они специалистам, и я премного сомнваюсь, чтобы их читали университетские преподаватели, не занимающиеся историей расовых отношений в первые десятилетия ХХ века, и к этим книгам не прикасалась, разумеется, рука школьного учителя… Возможно, кто-то из студентов “Лиги справедливости для черных” в Принстоне достаточно хорошо знаком с расистской политикой Вильсона на посту президента университета и на посту президента США.
“Характер и традиции этого места таковы, что негр не может быть когда-либо принят”, – писал президент Принстона Вильсон в то время, когда в подобные “места” – в Гарвардский, Йельский и Колумбийский университеты, входящие, как и Принстон, в Лигу плюща, – негров принимали, и не только в колледжи, но и в аспирантуру. Пол Робсон, родившийся в городе Принстон и закончивший с отличием школу, не имел возможности поступить в Принстонский университет и поступил в 1915 году в соседний Ратгерс-колледж, а в 1919-м был принят в юридическую школу Колумбийского университета… Принстон еще много лет следовал традициям Вильсона. Первые чернокожие студенты появились в этом университете только в конце 40-х годов.
Расистская политика Вильсона-президента Принстона ощущалась только в стенах этого университета. Расистскую политику Вильсона-президента США ощутили на себе многие тысячи афроамериканцев.
Во вторник, 24 ноября, “New York Times” опубликовала статью “Вильсон, Принстон и Раса”. Ее автор юрист Гордон Дэвис написал – откликаясь на события в Принстонском университете – о судьбе своего деда Джона Дэвиса. Он родился в Вашингтоне в 1862 году, закончил школу, в которой учились только негры, и сдал экзамен, позволяющий работать на государственной службе. Из года в год он поднимался по служебной лестнице в государственной типографии и стал начальником офиса, где большинство работавших были белыми. Со временем он купил дом в Вашингтоне и ферму в Вирджинии. К 1908 году его годовая зарплата выросла до 1400 долларов – хорошие по тому времени деньги. В марте 1913 года на пост президента заступил Вильсон, и вскоре Джон Дэвис был понижен в должности и его зарплата сократилась до 720 долларов. В апреле 1914-го его ферма была продана с аукциона. Он умер банкротом в 1928 году.
Судьбу Джона Дэвиса разделили десятки тысяч афроамериканцев, работавших в федеральных учреждениях. Начиная с середины 90-х годов XIX века перед неграми была открыта дорога на государственную службу. При президентах-республиканцах Уильяме Маккинли, Теодоре Рузвельте и Уильяме Говарде Тафте федеральная почтовая служба превратилась два ли не в дом для афроамериканцев. Президенгт Вильсон покончил с этим. Он назначил генеральным почтмейстером расиста Альберта Берлесона, который тут же начал увольнять чернокожих… По распоряжению Вильсона во всех федеральных учреждениях были созданы специальные туалеты для черных. И президент Соединенных Штатов Америки Вильсон активно способствовал возрождению ку-клукс-клана.
Ку-клукс-клан возник после Гражданской войны на побежденном северянами Юге в 1865 году. Он родился как противодействие террору северян, и его жертвами были как черные, так и белые. В конце 70-х ку-клукс-клан был запрещен и прекратил свое существование… В начале XX века пастор Томас Диксон написал “Трилогию о Реконструкции” – периоде террора, переживаемого южанами. Роман “Клансмен” (“The Clansman”) – второй в трилогии – прославлял ку-клукс-клан. О втором быстро забыли бы, как о первом и третьем, если бы он не привлек внимание кинорежиссера Дэвида Гриффита, создавшего в 1915 году по мотивом второго романа фильм “Рождение нации”. Картина гениального режиссера была новым словом в кинематографе: массовые сцены, параллельный монтаж… Плюс к этому – в ней снимались все ведущие звезды Голливуда..
Вильсон лично способствовал популяризации фильма. Президент устроил просмотр в Белом доме, пригласив министров, депутатов Конгресса, дипломатов, и при каждой возможности он не уставал хвалить фильм. Прокатившись по экранам страны, фильм о ку-клукс-клане 60-70-х годов XIX века породил второй ку-клукс-клан, ставший откровенно расистской, антисемитской и антикатолической бандитской организацией… Когда лидеры афроамериканской общины пришли в Белый дом с протестом против восхваления фильма, президент Вильсон выставил их за дверб.
И Вудро Вильсон был не только убежденным расистом. Он и в грош не ставил дарованную американцам Конституцией свободу слова.
Когда в 1914 году началась Мировая война, Соединенные Штаты стали сторонними наблюдателями, но в апреле 1917-го Америка объявила войну Германии и вскоре американские войска отправились за океан. Это послужило сигналом к наступлению против свободы печати и свободы слова. Во главе похода против Первой Поправки стоял президент Вильсон.
В 1908 году глава Принстона Вильсон, историк по образованию, опубликовал трактат “Конституционное правительство в Соединенных Штатоах” (“Constitutional Goverment in the United States”). В этом сочинении он превозносил до небес американские законы, допускающие публичную критику правительства и агитацию против политики правительства. Но после избрания на пост президента США он резко изменил свою позицию в отношении инакомыслия. Вильсон попросил министра юстиции Томаса Грегори подготовить проекты законов о преследовании лиц, нелояльных к правительству. “Будет сделано!” – сказал Грегори. И результатом его усердия стали принятый в 1917 году Закон о шпионаже (The Espionage Act) и принятый в 1918-м году Закон о подстрекательстве (The Allen Act).
Закон о подстрекательстве стал довеском к Закону о шпионаже, и администрация Вильсона начала поход против Первой Поправки – против свободы печати и свободы слова. Поход затронул не только газеты и журналы… Вот несколько примеров.
Режиссер Роберт Голдстайн снял в 1917 году фильм “Дух 76-го года” (“The Spirit of ’76”) – фильм об Американской революции 1776 года. В картине есть сцена расстрела английскими солдатами женщин и детей. Но в Мировой войне Англия была союзницей США. Поэтому режиссер фильма был судим и приговорен к 10-ти годам тюрьмы.
Пастора Кларенс Уолдрон был приговорен к 15-ти годам тюрьмы за распространение антивоенного памфлета, в котором говорилось, что “христианам не следует сражаться”.
Роуз Пастор Стокс, редактор газеты “Джуиш дэйли ньюз”, была приговорена к 10-летнему тюремному заключению за антивоенное выступление в женском клубе в Канзас-Сити.
Примеры можно продолжить, они бесконечны, но и приведенныъх, полагаю, достаточно, чтобы прийти к выводу, что предствляла собой политика президента Вильсона. В книге-бестселлере “Либеральный фашизм” (“Liberal Fashcism”, 2007) блестящий журналист Джона Голдберг начинает отсчет либеральных фашистов в Америке с Вудро Вильсона. И вот этого президента американские историки включают в число наилучших!
Мы должны быть благодарны принстонским студентам, выступившим против прославления – почти обожествления – президента-расиста. Их протест убедил “New York Times” напечатать редакционную статью “Дело против Вудро Вильсона” (25 ноября), которая заканчивается так: “Громадное число фактов убеждает отменить почести, которыми университет наградил много лет назад нераскаявшегося расиста”.
Нью-йоркская газета – главный сегодня пропагандист прогрессивизма – выступает против одного из основателей и идеологов прогрессивизма. Вот чего добились студенты Принстона!
Но что предложит комиссия, назначенная президентом Принстонского университетаа Кристофером Айсгрубером для рассмотрения требований “Лиги справедливости для черных”? Я думаю, что комиссия не ошибется, если решит, что следует убрать со стены студенческой столовой гигантскую фреску с изображением Вильсона. Что же касается переименований, то я позволю себе согласиться с редакционной статьей в крупнейшей нью-джерсийской газете “Newark Star-Ledger”: “Если мы должны стереть память о каждой исторической фигуре с отталкивающей репутацией, то на нашей земле не останется имен на зданиях, мостах, аэропортах, школах, парках, не останется статуй… Мы не можем назвать все в честь Матери Терезы”.
Нет ничего страшного в том, что Школа общественных и международных дел носит имя Вудро Вильсона. Она известна во всем мире как Вильсоновская. Важно, однако, чтобы каждый знал, что представлял собой этот президент, которого американские историки причисляют к наилучшим президентам. И те же самые историки причисляют Уоррена Хардинга, ставшего президентом после Вильсона, к числу наихудших.
И это при том, что Хардинг вывел страну из глубочайшего экономического кризиса, в котором она оказалась при Вильсоне.
И это при том, что Хардинг освободил из тюрем противников политики Вильсона и в их числе лидера Социалистической партии Юджина Дебса.
И это при том, что Хардинг был первым президентом, который поехал в южные штаты и выступал перед белой (!) аудиторией за равноправие для всех граждан .
Историю, которую преподают в школах и университетах, пишут в основном либеральные историки.
Be the first to comment on "Вудро Вильсон – почитаемый демократами расист"