Стэнфордский тюремный эксперимент — одно из самых известных психологических исследований своего времени, который цитируют многие учебники, оказался фальшивкой. Через несколько десятилетий стало известно, что его выводы были неверны, а сам эксперимент — постановка.
В 1971 году американский психолог Филипп Зимбардо решил объяснить причину конфликтов, которые возникают в тюрьмах. Он нанял 24 обычных студентов колледжа и случайным образом разделил их на две группы — «заключенных» и «надзирателей».
В подвале факультета психологии оборудовали тюрьму. Надзиратели прошли короткий инструктаж о том, что «у них будет вся власть». Заключенных при помощи полиции доставили в «тюрьму», обыскали, одели в неудобную одежду и присвоили номера. Сам Зимбардо выполнял роль смотрителя, в помещениях стояли видеокамеры.
Эксперимент быстро вышел из-под контроля. На второй день заключенные заблокировали двери камер кроватями и отказались подчиняться охранникам. Охранники подавили «бунт» и начали давать привилегии тем, кто в нем не участвовал. После они развили целую систему, где бонусами выступали возможность помыться, опорожнить ведро-туалет или поспать на матрасе.
У трети смотрителей проявились садистские наклонности. Они не могли применять силу, но выдумывали для заключенных изощренные наказания вроде необходимости стоять с сосисками в руках. Эксперимент продлился всего 6 дней вместо запланированных 14, его пришлось прервать по этическим соображениям.
В хоже эсперимента, считается, было установлено, что власть развращает человека, делает его жестоким.
На прошлой неделе — то есть через 47 лет после эксперимента — в издании Medium было опубликовано исследования доктора Бена Блюма, который ознакомился с неизвестными записями Филиппа Зимбардо, а также воспоминаниями участников эксперимента — «охранников» и «заключенных». Оказалось, что эксперимент нельзя считать научным, так как организаторы влияли на его ход.
К примеру, во время инструктажа перед началом «охранников» просили вести себя жестоко. Поэтому они специально придумали изощренные способы обращаться с заключенными, думая, что организаторы эксперимента одобрят это. Ранее считалось, что эта жестокость проявилась в них сама.
Неискренней оказалась и известная реплика, после которой эксперимент решили прервать. Один из заключенных будто бы от напряжения воскликнул: «Я сгораю внутри!». Десятки лет спустя он рассказал репортеру, что для него это было игрой, на самом деле он не чувствовал себя в опасности. Он верил, что делает то, что хотели исследователи.
«Многие классические ошеломительные эксперименты в последнее время оказались ошибочными, мошенническими или устаревшими, — пишет обозреватель издания Vox. — Однако многие книги о психологии еще не обновлены. Настало время научить студентов следующего поколения понимать их верно».
Be the first to comment on "Стэнфордский тюремный эксперимент оказался постановкой"