Дональд Трамп и мировой порядок

AP

Либерально-прогрессивный мир бьет тревогу: на наших глазах обрушивается мировой порядок. И паникеры называют виновного – это президент США Дональд Трамп.

“Его решения о торговле, изменении климата и соглашении с Ираном разрушают основанный на определенных правилах международный порядок”, – считает председатель Европейского Союза Дональд Таск.

“Пройдут десятилетия, и, оглядываясь назад, мы будем рассматривать первые недели июня 2018 года как поворотный пункт в мировой истории: конец (мирового) либерального порядка”, – написала в “New York Times” заместитель директора лондонского Международного института стратегических исследований Кори Шейк. И она разъяснила: “На саммите в Канаде президент Соединенных Штатов отверг ассоциацию страны с основанным на правилах международном порядке, который Америка построила после Второй мировой войны, и угрожал торговой войной ближайшим союзникам”.

Есть, однако, и другое мнение. Его сформулировал Дэвид Смик – основатель и председатель основанной им же в Вашингтоне международной консультативной экономической фирмы. “Мировой порядок начал разрушаться задолго до выхода Трампа на мировую сцену”, – написал Смик в “Wall Street Journal“. Обвинения по адресу президента Смик назвал “абсурдными”.

Кто же прав – те, кто обвиняют Трампа в разрушении мирового порядка, или же те, кто с этим не согласен? Прежде, чем приступить к ответу, следует, на мой взгляд, разобраться в термине “мировой порядок” (World Order).

Этот термин ввел в оборот британский экономист Хэдли Булл. В 1977 году он – будучи в это время профессором международных отношений Оксфордского университета – опубликовал книгу “Анархическое общество: изучение порядка в мировой политике” (‘The Anarchical Society: A Study of Order in World Politics“). Но хотя термин был – как говорят сегодня – “озвучен” только в 1977-м, различные формы мирового порядка существовали и раньше. Не углубляясь в глубину веков, а ведя отсчет с середины XIX века, можно назвать четыре мировых порядка:

“Венский” (1815 – 1871), закрепленный подписанием Венского мира после наполеоновских войн;

“Версальский” (1918 – 39), установленный Версальским мирным договором после Первой мировойвойны;

“Ялтинско-Потсдамский” (1945 – 91), оформленный на встречах руководителей США, Британии и СССР в Ялте и Потсдаме и отмеченный холодной войной, когда мир был биполярным, разделенным на два противостоящих друг другу блока – американский и советский;

“Пост-биполярный”, названный так политологами после распада Советского Союза…

Когда профессор Булл ввел в 1977 году в обращение термин “мировой порядок”, “Ялтинско-Потсдамский” был недалек от завершения и приближался “Пост-биполярный”, обусловленный исчезновением Советского Союза, а также расширением состава Европейского Союза и превращением Китая во вторую в мире – после США – экономическую державу.

В первые же годы “Ялтинско-Потсдамского” мирового порядка были созданы три организации, игравшие важную роль в его поддержании. 1 января 1948 года вступило в силу Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); 3 апреля того же года вошел в силу План Маршалла; 4 апреля 1949 года был создан Североатлантический союз (НАТО).

ГАТТ заложил краеугольный камень нового экономического мирового порядка. Соглашение предусматривало, в частности, снижение таможенных пошлин и других барьеров в международной торговле.

В 1995 году, через четыре года после начала “Пост-биполярного” мирового порядка, на смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО), закрепившая мировой экономический порядок. Этот порядок был основан на принципах “Вашингтонского консенсуса” (Washington Consensus), разработанных английским экономистом Джоном Уильямсоном в 1989 году. Уильямсон назвал консенсус “вашингтонским”, поскольку его принципы отражали позицию находящихся в Вашингтоне организаций – Министерства финансов США, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Уильямсон определил десять принципов консенсуса (согласия, единодушия), на которых рекомендовал строить экономические отношения между странами.

В числе десяти были, в частности, такие: поддержание финансовой дисциплины (минимальный дефицит бюджета), снижение налогов, либерализация внешней торговли за счет снижения пошлин, снижение правительственных субсидий частным компаниям, защита прав собственности… Эти принципы консенсуса были, как и все другие, поддержаны – и поддерживаются по сей день – всеми странами-членами ВТО. Но выполняются ли они?

Ныне членами ВТО являются 164 страны. Ни одна из них никогда не выполняла полностью – от “А” до “Я” – все принципы консенсуса. Не выполняли – и не выполняют – Соединенные Штаты. Субсидирование федеральным правительством некоторых отраслей сельского хозяйства и предоставление налоговых льгот частным компаниям – это прямые нарушения консенсуса. Однако если выставлять оценки странам за их выполнение принципов консенсуса, то США наверняка заслуживают одну из высших.

О несостоятельности “Вашингтонского консенсуса” экономисты и политики заговорили в начале нового тысячелетия. В 2009 году премьер-министр Британии Гордон Браун заявил: “С Вашингтонским консенсусом покончено”. В 2011 году Доминик Стросс-Кан, в то время глава Международного валютного фонда, объявил, что “Вашингтонский консенсус рухнул во время кризиса мировой экономики”, а одной из причин кризиса в 2008-09 гг. он назвал выполнение правил консенсуса.

Таким образом, когда Дональд Трамп был избран президентом, всемирного экономического порядка уже не существовало. “В конечном итоге следует признать, – написал Дэвид Смик в “Wall Street Journal“, – что первоначальный образ нового глобального экономического порядка был лишь романтической мечтой”. То есть – маниловщиной, прожектерством, фантазерством… Ярчайший пример экономического фантазерства – Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) между Канадой, Мексикой и США.

  NAFTA- плод совместных усилий прожектеров обеих партий – Республиканской и Демократической. Соглашение было подписано в декабре 1992 года – в последние дни президентства Джорджа Буша-отца и вошло в силу 1 января 1994-го, когда президентом был Билл Клинтон. Подписано-то оно было, но потребовалось почти 14 лет, чтобы ликвидировать пошлины в торговле. Ликвидированы они были на бумаге, но на практике существуют по сей день. В частности, Канада обкладывает гигантскими пошлинами американские молочные продукты. А субсидирование правительством США сельскохозяйственного производства бьет по мексиканским фермерам, не получающим субсидий своего правительства. Но соглашение отмечено не только пошлинами и субсидиями.

В США и Канаде существуют жесткие трудовые законы, поддерживаемые профсоюзами. В Мексике таких правил не было и нет. Эта одна из причин, по которой заработная плата в Мексике ниже, чем в США и Канаде. Соглашение не привело к сокращению разрыва в зарплате. Не привело соглашение и к установлению в Мексике строгих экологических стандартов, каковые существуют в США и Канаде. Соглашение лишь подтолкнуло американские компании переводить свои предприятия в Мексику, где рабочая сила дешевле.

В 2017 году дефицит США в торговле с Мексикой составил 71 млрд долларов, с Канадой – 18 миллиардов.

Пороки NAFTA были известны и Биллу Клинтону, и Джорджу Бушу-сыну, и Бараку Обаме. Они ничего не делали для ликвидации этого дефицита торговли. Трамп не последовал их примеру и объявил, что соглашение нуждается в кардинальной перестройке. Однако существует мнение – справедливое, как я считаю, – что перестроить NAFTA так, чтобы соглашение отвечало интересам всех трех стран, практически невозможно, и Соединенным Штатам следует заключить двусторонние соглашения как с Канадой, так и с Мексикой.. .

На пресс-конфренции в Квебеке, где состоялась встреча глав правительств Большой Семерки, президент США назвал “нелепыми и неоправданными” установленные другими странами пошлины на пути американских товаров. “Подобную практику пора прекратить, – заявил Трамп. – Мы превратились в копилку, в которую каждый запускает руку. С этим следует кончать”… Спустя несколько часов в самолете – на пути из Квебека в Сингапур на встречу с северокорейским диктатором – Трамп развил в “твиттере” сказанное им на пресс-конференции: “Соединенные Штаты не позволят другим странам устанавливать перед нашими фермерами, рабочими и компаниями громадные тарифы и торговые барьеры, отправляя в то же время свои продукты в нашу страну безо всяких пошлин. В течение многих десятилетий мы имели дело с торговыми злоупотреблениями, слишком долго мирились”.

Дональд Трамп ни на йоту не погрешил против истины. Многие страны – в их числе и промышленно развитые – привыкли использовать Соединенные Штаты как бездонную копилку. Говоря по-русски, наша страна превратилась в дойную корову. Ее без стеснения доят даже богатые страны – такие, как Германия, Франция. Италия… Это называют “синдромом Плана Маршалла”. Американский план помог европейским странам встать на ноги после Второй мировой войны, но многие из этих стран по-прежнему считают возможным жить за счет США. Вот только один пример.

Ныне Североатлантический союз (НАТО) включает 28 стран. Каждая обязалась расходовать на оборону не менее двух процентов своего Валового внутреннего продукта (ВВП). Но только шесть стран выполнили в 2017 году взятое на себя обязательство: США (3,58 проц.), Греция (2,32), Эстония и Британия (по 2,14), Румыния (2,02) и Польша (2,01). Остальные 22 страны обязательства не выполнили, и среди них – четыре из Большой Семерки: Франция (1,79), Канада (1,31), Германия (1,22) и Италия (1,13).

С подобным можно было мириться при “Ялтинско-Потсдамском” мировом порядке, но после развала советского блока странам-членам НАТО следовало бв разделить с Соединенными Штатами оборонительное бремя. Этого не произошло, с чем мирились и Клинтон, и Буш, и Обама. Бизнесмен Трамп, привыкший считать деньги своей компании, став президентом, посчитал нужным считать деньги федеральной казны, и… И его теперь обвиняют в развале мирового порядка. Правда не все.

New York Times“, заполненная в каждом номере антитрамповскими материалами, напечатала 20 июня статью, которая не могла не привлечь внимания уже одним только заголовком “В чем Трамп прав (говоря) о Европе” (“What Trump Gets Right about Europe“). Автор статьи – редактор немецкого еженедельника “Die Zeit” Йохен Биттнер. “Гнев Трампа на союзников Америки, – пишет он, – отражает хотя и неприятную, но – даже если это не нравится – разумную точку зрения, которую остальная часть мира игнорирует. А именно: глобальный мировой порядок несбалансирован и несправедлив, и если в скором времени не будет сделано что-то, чтобы скорректировать его, он рухнет с твиттами президента или без них”. Биттнер порицает как европейцев, привыкших к тому, что их защищают американские деньги и американская армия, так и такие институты, как Европейский Союз и Большую Семерку.

В качестве примера “несбалансированности и несправедливости” Биттнер приводит автомобильную промышленность Германии.

Немецкие компании строят заводы в небогатых странах Евросоюза – в Болгарии, Словакии, Польше, Венгрии, где рабочая сила в разы дешевле, чем в Германии, и затем экспортируют автомобили, не беспокоясь о тарифах и других таможенных барьерах.

Биттнер считает “явно незаконными” тарифы, которые Трамп намерен ввести против Европы, и предлагает Европе “ответить тем же”. Но, может быть, вместо того, чтобы “ответить тем же”, Европе следует отменить существующие пошлины на импортируемые из США товары? Однако сделать это не просто.

20 июня газета “Wall Street Journal” сообщила, что в последние несколько недель посол США в Берлине Ричард Гренелл совещался с руководителями трех крупнейших автомобильных компаний – “Daimler“, BMV и “Volkswagen“. Гренелл и боссы германского автомобилестроения пришли к выводу о необходимости отменить существующие в Европейском Союзе 10-процентную пошлину на американские легковые автомобили и 2,5-процентную пошлину на запасные части. “Если это случится. то станет первым шагом на пути к честной торговле”, – сказал министр торговли Уилбур Росс. Но случится ли?

По правилам Европейского Союза многие вопросы – в том числе и о тарифах – должны решаться сообща, и решения должны быть единогласными. Если хотя бы одна из стран-членов Союза выступит против отмены пошлин на американские автомобили, то тарифы останутся в силе. И нет никаких гарантий, что Франция – второй после Германии в ЕС производитель автомобилей – согласится с решением посла США в Берлине и руководителями трех германских компаний.

Это ли не пример – как и в случае с НАФТА – о порочности экономических соглашений с участием более, чем двух стран!

Йохен Биттнер, автор статьи в “New York Times“, ошибается, полагая, что глобальный мировой порядок может быть спасен. Такого порядка уже не существует. Сегодня на наших глазах разваливается Европейский Союз. Британия уже порвала с ним. Члены Союза – в недавнем прошлом страны советского блока, подчинявшиеся приказам из Москвы, отказываются ныне подчиняться распоряжениям, исходящим из Берлина. Да и коалиционное правительство Меркель трещит по швам. Когда возглавляемое ею правительство падет, в армии антитрампистов наверняка найдутся пропагандисты, которые обвинят в случившемся президента США.

Be the first to comment on "Дональд Трамп и мировой порядок"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.