В октябре министерство юстиции (Department of Justice) пошло на беспрецедентный шаг и объявило о том, что начинает расследование в отношении скандала вокруг священников-растлителей в штате Пенсильвания.
Почему беспрецедентный – потому что речь идет не просто о попытке изобличения и наказания виновных: принадлежащие Римско-католической церкви епархии штата Пенсильвания будут расследовать на предмет того, не подпадают ли нарушения закона, допущенные в этих епархиях, под определение – просто неслыханно! – «коррумпированная организация с уголовными элементами» (как приводит данный текст радиостанция NPR).
«Докатились!» – скажет одна, критически настроенная, часть читателей. «И поделом!», – заметит другая. И вот к этой, последней, относит себя и автор этой статьи. В данном случае фокусировать внимание нужно на той части этой формулировки, которая касается не «уголовных элементов», а «коррмпированности» церковной организации: этодействительно может стать новой – и увы, позорной – страницей в американской юриспруденции.
За несколько лет расследований правоохранительные органы США зафиксировали уже более чем достаточно действий этих, с позволения сказать, «служителей церкви», которые классифицируются как противоправные (а на самом деле, должны быть публично признаны отвратительными и мерзкими – жаль, в американском уголовном кодексе таких определений нет). В августе этого года Генеральная прокуратура штата Пенсильвания опубликовала сенсационный доклад: на основе материалов и улик, собранных на протяжении последних 70 лет, в докладе делается вывод о том, что за это время жертвами домогательств и насилия секусального характера со стороны более чем трехсот(!) католических священников в штате стали более тысячи(!) человек. С ужасом напоминаю, что мы говорим о «духовных пастырях», как их принято называть!
Я свосем не хочу задевать чувства истинно верующих христиан, для которых связь с богом и принадлежность религиозной общине важнее «перегибов» некоторых церковников, но на протяжении веков Римско-католическая церковь ухитрилась запятнать свою репутацию и историю не одной и не двумя позорными страницами: тут и пресловутая испанская инквизиция с ее парализующим сознание ассортиментом пыток и казней; тут и бессовестная продажа индульгенций – по сути, мелкотравчатая фарцовка, которая, однако, привела к Реформации и расколу этой самой Католической церкви; тут и еврейские погромы в Европе, которые почему-то необходимо было устроить в канун начала Крестовых походов (воевать-то шли с сарацинами, на Ближний Восток!), и многое-многое другое.
Глядя объективно на все эти «богоугодные» дела в ретроспективе, можно только удивляться, что Римско-католическая церковь и ее престол в Ватикане не только до сих пор существуют, но и могут похвастаться самой многочисленной из всех христианских конфессий – где-то 1.3 млрд. чел. (для нас, жителей Соединенных Штатов, факт немаловажный, т.к. крупнейшими иммигрантскими общинами США становятся выходцы из Латинской Америки – давнего и прочного оплота католицизма).
Но сейчас по авторитету Католической Церкви США может быть нанесен удар, от которого она может не оправиться.В скандале со священниками-растлителями теперь, когда показания лиц, пострадавших в юном возрасте от домогательств, запротоколированы, а вещественные доказательства собраны (там, где это возможно), возник важнейший момент, который до сих пор не фигурировал в делах минюста: наличие организованной преступной сети, состоящей из рядовых «пастырей» и стоящих над ними лиц высшего сана: епископов и кардиналов.
Вот почему сейчас этим делом занялись сотрудники т. н. управления минюста RICO (по названию закона Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act). Обычно они расследуют случаи масштабной коррупции: известно, как они успешно боролись с итальянской мафией в Америке, с продажным руководством ФИФА, коррупцией в страховых синдикатах, и проч. И вот, представляете: в этот же список попадает организация, призванная заниматься спасением человеческих душ!
На самом деле, уличенные в омерзительных проказах «святые отцы» пытались заглянуть своей юной пастве не в душу, а – простите за грубость – кое-куда пониже. И, к сожалению, слишком часто им это удавалось делать безнаказанно.
С этим напрямую связан тот факт, что, чуть более недели назад, Папа Римский Франциск Первый (Pope Francis) утвердил отставку Архиепископа Вашингтонского – кардинала Дональда Вюрла (DonaldWuerl). Дело в том, что кардинал Вюрл в течение 18 лет был главой епархии второго по величине города Пенсильвании – Питтсбурга. Он вошел в число шести епархий штата, которым министерство юстиции разослало на прошой неделе повестки с требованием предоставить архивы и документы, имеющие отношение к делу.
Как полагают в минюсте, кардинал Вюрл был одним из высокопоставленных иереев (или как там у католиков зовутся высшие церковники), которые занимались тем, что покрывали – и укрывали – уличенных преступников в рясах: кого-то тихо переводили из епархии в епархию, кого-то преждевременно отправляли на пенсию, и т.д. Предшественник Вюрла в Вашингтонской епархии, кардинал Теодор Маккэррик, тоже ушел в отставку, будучи замешанным в скандал с укрывательством растлителей. Однако, как заявил генеральный прокурор Пенсильвании Джош Шапиро, его ведомство не допустит, чтобы такие коррумпированные сановники, как оба кардинала, без последствийдля себя просто уходили на пенсию.
Не могу не воскликнуть с надеждой: лед тронулся, господа католические растлители, и льдины эти двигаются прямо на вас! Трудно представить, чтобы нельзя было привлечь к ответственности тех, кто годами утолял свои низменные похоти, психически и физически травмируя детей. И все это – под личиной благочестия!
Одно жаль: пока что, как показало мое журналистское расследование, официальные обвинения предъявлены лишь двум священникам, поскольку в большинстве случаев, даже если бывший педофил в рясе признался в преступлении, уже истек срок, в течение которого их можно было судить и упечь за решетку. Да что там, многих педофилов и растлителей уже и в живых-то нет!Кстати, в своем прощальном обращении-извинении с элементами фальшивого покаяния кардинал Вюрл старательно и лицемерно избегал того, чтобы употребить слово жертвы (victims), заменив его на «пережившие» (домогательства) –survivors.
Не знаю, чем кончится расследование. Сам-то я не католик, но очень хотелось бы, чтобы Папа Франциск – который, вроде бы, не такой уж плохой церковный лидер –повел себя в этой, более чем непростой, ситуации решительно, и подумал не о церковных доходах, а о моральном здоровье своей паствы. Быть может, вся эта вопиющая история все-таки приведет к очищению стареющей религиозной корпорации со штаб-квартирой в Ватикане, или хотя бы к тому, что американское общество будет воспитывать детей так, чтобы они росли с твердым сознанием того, что нельзя молчать, когда с тобой случается что-то нехорошее, пусть даже самое обидное или постыдное. Ведь если бы большинство тогдашних жертв домогательств не смолчало – может и Католическая церковь США не погрязла бы в такой «аморалке».
Может быть, начать надо с другого их (католиков) «заскока»: я имею в виду целибат, или обязательный обряд безбрачия для священников. Как-то в одной компании я услышал хорошую по своей лаконичности фразу: в борьбе мужика с гормонами, так или иначе, побеждаютгормоны. Тут, конечно, можно спорить, но, что ни говорите, разумное зерно здесь есть. Это понял еще старик Мартин Лютер, когда призывал своих новоиспеченных протестантских пасторов не только жениться, но и детей рожать. А мы-то с вами, все-таки в Третьем тысячелетии живем!
Be the first to comment on "Чистилище католической церкви"