Юрий Кирпичев
«Тарифмен» – так по аналогии с суперменом называл себя Трамп. Мол, торговые войны легко выигрывать! Хотя большинство экономистов предупреждало, что они повредят Америке. История дает показательные примеры, в том числе свежие – на эти же грабли наступала администрация Буша младшего и давно известно, что в торговых войнах побеждают те, кто в них не участвует.
Tariff Man Has Become Deficit Man
Трамп начал их с повышения тарифов на импортные стиральные машины и те подорожали на 14% – пошло ли это на пользу американцам? Затем он поднял пошлины на солнечные панели – и затормозила «зеленая» энергетика, работу потеряли тысячи человек. В администрации остановить его было некому – известно умение нашего президента окружать себя бездарностями и проходимцами – и он ударил по импорту стали и алюминия, что сказалось на себестоимости продукции авто и авиапрома, снижая их конкурентоспособность. Также он повысил тарифы на канадскую древесину – и цена дерева на нашем рынке подскочила более чем на 30%, вслед за этим выросла стоимость нового жилья, а вкупе с ростом ипотечных ставок это привело к торможению продаж недвижимости, одного из важнейших сегментов американской экономики, четкого показателя ее здоровья.
Затем наш Партобон Тороватый-Тарифоватый и вовсе закусил удила – еще бы, после объявления тарифной войны его рейтинг среди американцев сразу подскочил! В США тоже хватает sancta simplicitas, святой простоты, которая приветствует простые и громкие решения. Например, отгородиться от всего мира стеной. И Трамп начал возведение тарифных валов против Китая и ЕС, сильнейших экономик мира.
Большая война началась в прошлом июле – каковы же достижения? Радоваться нечему, достаточно оказалось полугода, чтобы проигравшие определились – ими стали мы, американские потребители, наши компании-импортеры и особенно экспортеры. Товарный торговый дефицит в 2018 г. резко вырос и достиг рекордного показателя в $891.3 млрд.
Скачок был вызван несколькими факторами, в том числе укреплением доллара, что всегда ведет к росту импорта и падению экспорта, а также сокращением налогов на $1.5 трлн. – освободившиеся деньги пошли не только на внутренний рынок, надувая биржевой пузырь, но и на приобретение импортных товаров. Разумеется, мистер Трамп этого не предвидел. Однако главной причиной стала сама тарифная война. Да, она затормозила экономику Китая, но не помогла выровнять наш торговый баланс. На смену китайским товарам пришли еще более дешевые из Вьетнама, Бангладеш, Индии, Индонезии, Таиланда и Малайзии – вот кто стал победителем в этой войне! Поэтому импорт только вырос.
Зато резко упал экспорт в Китай – в декабре он составил чуть более половины от показателя декабря 2017 г. Сильно пострадал автопром. Пекин повысил тарифы на американские автомобили с 25% до 40%, а на импорт из иных стран понизил до 15%, в итоге продажная цена наших машин на 60% выше, чем у конкурентов, и те вытеснили США с крупнейшего авторынка мира. В итоге, как сказал нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман, «Тарифмен» стал «Дефицитменом».
Провидец Маск уже в июле начал переговоры о строительстве под Шанхаем «Гигафактори 3», завода по производству электромобилей и в начале января стройка началась. Тогда как не столь предусмотрительные компании «Дженерал Моторс», большую часть своих авто продававшая в Китае, и «Форд» тысячами сокращают персонал и закрывают заводы.
Приведенная цифра торгового дефицита касается товаров. В сфере услуг дела обстоят лучше, там профицит. Но он мало меняет картину: общий дефицит вырос за прошлый год на 12%, до $621 млрд. На самом деле все обстоит еще хуже – динамика, господа, динамика! Процесс ускоряется и в декабре общий дефицит товаров и услуг, от компьютеров и стиральных машин до туризма, учебы, банковской сферы и интеллектуальной собственности вырос на 19% по сравнению с ноябрем, до $59,8 млрд. – это самый высокий показатель с 2008 г., со времен кризиса. Причем – злая ирония судьбы – дефицит в торговле с Китаем, который и стал причиной гнева Трампа, в прошлом году достиг максимума в $419 млрд. Экономика показательно наказывает его за незнание азов – он не умеет вести эту даму в танце и наступает ей на ноги.
Трамп не понимает основ рынка
Да, экономисты уверены, что Трамп не понимает базовых основ рынка. Для него это всего лишь искусство сделки: либо вы переигрываете партнера, либо он вас. Тогда как все намного сложнее и рынок не регулируется такими простыми способами. Это особенно верно в отношении Китая, который обвиняют в предоставлении госсубсидий, блокировке иностранной конкуренции и применении других нечестных приемов. Советники президента требуют, чтобы Пекин взял на себя обязательства по снижению торгового дисбаланса между странами. На недавних слушаниях в Конгрессе Роберт Лайтхайзер, главный переговорщик Трампа по вопросам торговли, представил график, демонстрирующий неуклонный рост этого дисбаланса. Что наряду с недобросовестной торговой практикой Китая является «основными угрозами для нашей экономики».
Боюсь, однако, что главная угроза для нее это сам президент и такие советники. Между прочим, это тот Лайтхайзер, который долгое время лоббировал американскую сталелитейную промышленность, сохранил с ней связи и стал инициатором введения высоких пошлин на импорт стали. Так что патриотической защитой американской индустрии и не пахло, зато хватает подозрений в коррупционной составляющей его мотивов – Трамп и его команда вообще опутаны сетью обвинений, подозрений, исков, расследований и постоянных скандалов.
Китай обвиняют и в намеренном ослаблении курса юаня, что снизило влияние тарифов Трампа, сделав китайские товары дешевле. Но и тут проявляется непонимание командой президента сути рынка – в отличие от китайцев. Те готовы идти навстречу, предложив совершать крупные покупки американских товаров, включая соевые бобы и сжиженный природный газ, однако сопротивляются установлению определенного долларового показателя торгового баланса, обоснованно утверждая, что он в значительной степени находится вне их контроля.
Кстати, Лоуренс Х. Саммерс из Гарварда, глава Национального экономического совета при Бараке Обаме, не особо обеспокоен ростом импорта. «В отличие от президента, я предпочту жить в стране, в которую стремится капитал, а не покидает ее. Причина дефицита торгового баланса заключается в том, что люди вкладывают деньги в Америку». Но денег ей не хватает. Из-за снижения налогов быстро растет дефицит федерального бюджета, хотя кандидат в президенты Трамп шел в Белый Дом под лозунгами его сокращения и даже полной ликвидации. На днях Минфин сообщил, что в этом финансовом году дефицит достигнет $1 трлн. Тогда как подоходный налог с физических и юридических лиц, а это основа бюджета, в январе снизился на 9% по сравнению с январем прошлого года, что приведет к повышению федеральных заимствований. ФРС предупреждают, что они растут слишком быстро и в конечном итоге утопят американскую экономику, поскольку США платят огромные суммы процентов по долгу, отвлекая средства от программ социальной защиты, таких как Medicare и Social Security.
Резюме
Что ж, можно подвести итоги. Трамп сражается с торговым дефицитом, но тот лишь быстрее растет. Он обещал покончить с дефицитом бюджета – тот перевалил за триллион. Он обещал обнулить государственный долг, но тот пухнет куда резвее, чем при Обаме, и уже проскочил отметку 22 трлн. Он рассыпался в похвалах Ким Чен Ыну и гарантировал скорое сворачивание его ракетно-ядерной программы, но спутниковая разведка доложила, что КНДР модернизирует свой ядерный центр.
Короля играет окружение, но все меньше желающих работать с Трампом: на данный момент нет министра обороны, министра ВВС, министра внутренних дел, посла в ООН, директора FEMA, руководителя аппарата Белого Дома, директора Белого дома по связям, а ведь все это ключевые посты. У Трампа самый низкий рейтинг среди лидеров более-менее развитых стран, он ниже, чем у Путина, и Джеймс Бьюкенен, считавшийся худшим президентом за всю историю США, теперь кажется истинным джентльменом и носителем многих достоинств. Но самое постыдное то, что Трампа поддерживает до 40% населения Америки…
Be the first to comment on "Торговая война проиграна"