Нехорошая болезнь

В Нью-Йорке наблюдается резкий рост числа заболеваний сифилисом: за прошлый год нехорошей во всех отношениях болезнью заразилось на 186 процентов больше людей, чем годом ранее.

Правда, эта статистика выглядит не столь угрожающе, если проценты перевести в цифры. Если в 2017 году в городе появились два новых сифилитика, то в 2018-м — 20. Но, в любом случае, это наиболее самый ощутимый прирост числа новых случаев заражения за последние десятилетия.

Оговоримся, что речь идет о врожденном сифилисе, который передается от матери новорожденному ребенку. По данным городского департамента здравоохранения, в 55-ти процентах случаев зараженные дети появлялись на свет в афроамериканских семьях, в 30-ти процентах случаев — в испаноязычных.

Где в индустриально развитой стране XXI века можно подхватить средневековую болезнь, поинтересуется читатель? Главным образом в удаленной сельской местности, обитатели которой питают пагубную страсть к метамфетамину, героину и прочим тяжелым наркотикам.

Сифилис на подъеме не только в Нью-Йорке, но и по всей стране: c 2013-го по 2017 год количество новых заражений выросло на общенациональном уровне на 76 процентов. В штате Миссури число носителей вируса за этот же период учетверилось — местные медики утверждают, что таких масштабов не было никогда. Основными очагами эпидемии остаются Канзас-Сити и Сент-Луис.

В наше время сифилис достаточно легко лечится антибиотиками — при условии, что болезнь выявлена на ранней стадии. Однако, проблема в том, что симптомы сифилиса как раз на ранней стадии можно перепутать с симптомами многих других болезней. Живущий в сельской местности наркоман вряд ли тут же отправиться в клинику, заметив болячки на своем теле. А потом наступает следующая фаза болезни, способная привести к разрушению мозга, слепоте и смерти.

Принято считать, что родиной сифилиса является Америка. Сифилис, наряду с множеством других заморских чудес, в Европу привез Христофор Колумб. Но если картофель и табак приживались в Старом Свете долго, постепенно и далеко не везде, то другой «подарок» Колумба, а точнее, его матросов, распространялся по Европе без особых проблем.

Эпидемия болезни, доселе неизвестной европейцам, разразилась через год после возвращения экспедиции Колумба. Когда Неаполь пал под натиском армии французского короля Карла VIII, некоторые солдаты начали обнаруживать у себя первые признаки непонятной инфекции. После окончания войны армия, состоявшая в большинстве своем из наемников, была распущена, и воины разъехались по домам, попутно распространяя болезнь по остальной континентальной Европе. Эпидемия перекинулась на Францию, Италию, Германию, Швейцарию, а затем проникла в Австрию, Венгрию и Польшу, что привело к гибели более пяти миллионов человек. Считается, что основными распространителями болезни были портовые проститутки, чьими услугами пользовались моряки и солдаты. В эпоху Возрождения сифилис стал основной причиной смертности в Европе.

К 1500 году эпидемия вышла за пределы Европыстали фиксироваться случаи заболевания в Северной Африке, Турции, Китае и Индии. В 1512 году мощная вспышка заболеваемости произошла в Японии.

От сифилиса страдали не только моряки и куртизанки, короли и монахи. Даже под рясами высокопоставленных церковников зачастую скрывались гнойники и нарывы, вызванные смертельно опасной болезнью. Клирики называли постыдную хворь «бичом Божьим», а пуритане утверждали, что Господь таким образом карает распутников за их грехи.

Интересно, что схожие с возбудителями сифилиса бактерии обнаружены у южноамериканских лам. Поговаривают, будто моряки Колумба, неразборчивые в связях после долгого и тяжелого путешествия, по прибытию на новую землю не гнушались скотоложеством.

Сифилис всегда был позорной болезнью, поэтому в каждой стране при его появлении виновными выставлялись нелюбимые соседи. Так, жители сегодняшних Италии, Германии и Великобритании называли его «французской болезнью», французы — «неаполитанской», русские — «польской болезнью», поляки — «немецкой», датчане, португальцы и жители северной Африки — «кастильской» или «испанской». Отразилась в названиях и межрелигиозная вражда: турки называли болезнь «христианской», на севере Индии мусульмане и индуисты обвиняли друг друга, а все вместе они были убеждены, что изначально порчу принесли европейцы.

Принципиально важным вопросом была дилемма: лечить или не лечить сифилис вообще, поскольку божья кара дается неспроста. Прогрессивные врачи того времени защищали позицию, согласно которой доктор должен лечить всех пациентов без предрассудков. Однако, первые виды лечения сифилиса были малоэффективными и вызывали много побочных реакций.

Учитывая, что болезнь ассоциировалась с открытием Америки, лечение часто включало использование растений, привезенных из Нового Света: гваякового дерева и ивы. Считалось, что их мочегонное, слабительное и потогонное действие очищает кровь. Кроме того, врачи с легким сердцем прописывали пациентам обтирание ртутью. Одним из ведущих адептов подобного лечения был сам Парацельс. Согласно его инструкциям, пациент изолировался в душной помещении и растирался ртутной мазью несколько раз в день. Массаж проводился около огня, а затем страдальца оставляли для потения. Курс процедур мог продолжаться от недели до месяца. Для обтирания использовались также купорос и мышьяк.

Сифилис оставил глубокий след не только в истории медицины, но и в европейской культуре. Само название «сифилис» вышло из поэмы Джироламо Фракасторо, поэта, врача и популяризатора медицинских знаний. В его произведении боги наказывают страшной болезнью пастуха по имени Syphilus. Собственно, это одно из первых упоминаний болезни в литературе. В целом же описания сифилиса в литературе бесчисленны и разнообразны. Чаще всего упоминание нехорошей болезни используется для социальной критики или акцента на моральном падении героя повествования.

Сифилис приписывают множеству известных людей, но некоторые им болели точно: Эрнст Теодор Амадей Гофман, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Франц Шуберт, Анри де Тулуз-Лотрек и Поль Гоген. Когда Владимир Ленин в 1921 году заболел тяжелой и непонятной болезнью, врачи первым делом заподозрили у него сифилис. Вождя мирового пролетариата можно с полным правом обвинять во многих грехах, но сифилитиком он не был: Ленина погубил тромб в артерии, снабжавшей кровью мозг.  

Be the first to comment on "Нехорошая болезнь"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.