В Нью-Йорке представили Kancheli Project – концерт музыки Гии Канчели и документальный фильм о нем

Юлиан Милкис (кларнет) и Вадим Монастырский (рояль). Фото Юлии Городецкой

Юлия Городецкая

В Нью-Йорке на Summit Music Festival – документальным кино и концертом “Миниатюр для кларнета и фортепиано” – отпраздновали творчество Гии Канчели. Показать собственный документальный фильм “Гия Канчели: я не любил кларнет” специально из Канады приехали режиссер фильма Ольга Антимони и продюсер Грегори Антимони. Сыграть музыку великого композитора, из Австрии прилетел кларнетист Юлиан Милкис, а из Израиля – пианист Вадим Монастырский. Summit Music Festival – это североамериканская премьера Kancheli Project (включает фильм и концерт), мировая прошла в июне в Украине – в рамках фестиваля Odessa Classics (с пианисткой Полиной Осетинской).

Заставка фильма “Гия Канчели: “Я не любил кларнет”

Первая часть вечера. Фильм. Зал наполняется, гаснет свет. На экране – неизвестный город, который заваливает снегом.  В кадре – за рулем появляется кларнетист Юлиан Милкис:

“Впервые я услышал музыку Гии Канчели в 1987”, – говорит он. – “Я вел машину, играло радио и внезапно мне пришлось остановиться: я затормозил и сидел, наверное, минут пятнадцать. Это был настоящий шок, потому что я просто никогда раньше не слышал такой музыки, как эта. Она настолько поглотила меня, что я потерялся и почти опоздал на собственный концерт”.

Кадр из фильма “Гия Канчели: “Я не любил кларнет”

Милкис – главный согерой фильма, наряду с самим Канчели. Этот удачный режиссерский ход сначала был для режиссера Ольги Антимони вынужденной мерой – в присутствии любимого исполнителя композитор общался охотней и теплей. Позже оказалось, что находка делает документалку отличной от всего, что было снято раньше: так выдающегося музыканта еще никто не снимал.

Фильм “Гия Канчели: я не любил кларнет” появился почти случайно. Муж режиссера – Грегори Антимони – известный канадский телеведущий. Вместе, для съемок его программы, пара приехала к композитору в Антверпен – записывать интервью. Говорили больше трех часов. Та запись вышла настолько интересной, что решили продолжать: документальной лентой. Уговаривать маэстро пришлось общему другу Канчели и Антимони – кларнетисту Юлиану Милкису.   

Гия Канчели: “Я не любил кларнет” (Трейлер) from Ethnic Channels Group on Vimeo.

“Мы приехали первый раз в Тбилиси, и снимали в его грузинском доме – это было в 2017 году ”, – делится режиссер Ольга Антимони. – “Посмотрев интерьеры, родилась идея, чтобы Гия делал экскурсию по квартире. А вот то, кому он эту экскурсию проводит, придумали позже, когда решили, что в фильме будет два героя – что Юлик будет своеобразным проводником. Тогда мы приехали во второй раз в Тбилиси – уже вместе с Милкисом, чтобы Гия, общаясь с ним, чувствовал себя непосредственно – рассказывал что-то не малознакомым людям, а другу”.

История семьи Канчели, их родовая квартира, в которой живут уже 5 поколений, архивные фото, байки из жизни…  О чем-то разговор выходит серьезным, о чем-то – грустным, но чаще – он полон юмора. Композитор рассказывает, как решил жениться на соседке снизу, чтобы установить в ее квартире насос, потому что до третьего этажа, где жили его родители, вода не поднималась. Как улицу, на которой он живет, назвали именем Товстоногова и артисты театра имени театрального режиссера переживали, а Канчели успокаивал их: “После моей смерти одна сторона будет в честь меня, а другая останется в честь Георгия Александровича”.

Кадр из фильма “Гия Канчели: “Я не любил кларнет”

В полтора часа режиссеру удается вместить и личное, и общественное. И строгого композитора, который держит в страхе музыкантов, звуковиков и киношников. И внезапно ранимого и очень тонкого человека-Канчели – такого маэстро, которого почти никому не удавалось увидеть до сих пор. Сложность характера композитора почти так же легендарна, как и его музыка.

 

“Детство Гии прошло в послевоенные годы”, – говорит Юлиан Милкис. – “Он не был вундеркиндом, как Моцарт, который уже в 5 лет писал первые произведения. Гия много гулял во дворе, играл в футбол, проводил время с друзьями и бездельничал”. 

В юности Канчели полюбил джаз и поступил в консерваторию с единственной целью – дирижировать биг-бэндом, который будет его исполнять. К счастью, план провалился. Сейчас имя композитора знают на всех континентах, а музыку, которую он создает, играют десятки именитых солистов и оркестров. Канчели – один из самых исполняемых в мире современных авторов.

Кадр из фильма “Гия Канчели: “Я не любил кларнет”

Почти 60 лет он тратит на создание каждого произведения абсолютно все собственное время: “Я всю жизнь, кроме того, что вкалываю с утра до ночи, больше ничем не занимаюсь”, – признается кинематографистам Канчели. – “Я занимаюсь только своим ремеслом. Не скрою, мне приятно, когда получаю из издательства сведения о том, кто, где и сколько раз играет мою музыку. Они не должны чувствовать мои трудности, мои мучения. В этом, наверное, и заключается то, почему находятся исполнители, которые эту музыку играют. И те слушатели, которые ее слушают. В этот момент я чувствую, что неимоверный труд принес пользу. Но я не знаю, что будет через полвека. Если через 50 лет найдутся дирижеры, солисты, исполнители моей музыки, тогда не зря я столько работал. Но вполне возможно, она будет забыта. И тогда, наверное, лучше было оставшееся время провести на улице с друзьями”.  

 

Сегодня в Manhattanville College я, наконец, посмотрела фильм о Гии Канчели, который пропустила на Odessa Classics. И опять вживую услышала музыку, которая потрясла. И довела до слез. И стала причиной необъяснимого счастья. Не было такого в моей жизни, чтобы 2 месяца каждый день слушала одну и ту же мелодию. Не было – до сих пор.
Julian Milkis, ты все знаешь. Спасибо.
Vadim Monastyrski, вы крутой!
Olga Antimony, спасибо вам с Грегори. Не ожидала. Благодарна.

Posted by Julia Gorodetskaya on Sunday, August 4, 2019

Ни через 50, ни через 100 лет музыку Канчели не забудут – уверен Юлиан Милкис. Вторая часть вечера Канчели на Summit Music Festival  открывается “Миниатюрами для кларнета и фортепиано”. За роялем – известный израильский пианист и профессор Иерусалимской академии музыки Вадим Монастырский. Неоднократно – в Израиле и Америке – они с Милкисом уже исполняли “Миниатюры”.

Юлиан Милкис (кларнет) и Вадим Монастырский (рояль). Фото Юлии Городецкой

Вадим Монастырский (рояль). Фото Юлии Городецкой

“Каждую ноту играю с болью, понимаете?”- рассказывает он за пару часов до концерта, на репетиции. – “Это удивительно – сколько всего я играл в своей жизни! Но считаю, что Канчели нужно обязательно почувствовать всем музыкантам –  для того, чтобы ощутить такую боль. В наше время, когда такое немодно, это по-настоящему важно”.

Грусть и боль, но, одновременно, и радость, чувствует и его партнер-кларнетист – друг Гии Канчели, его главный интерпретатор (по признанию самого композитора) Юлиан Милкис. И это чувство – универсальное. Милкис исполнял “Миниатюры” с фортепиано и баяном в 22 странах мира:

“Это уже произведение, ставшее культовым”, – говорит он. “Не важно в какой из 22 стран я это играл – в очень разных местах по темпераменту: например, в Германии и Италии, в Ирландии и России, в Испании и Мексике – абсолютно разные люди – везде плачут. Это просто удивительно!” 

Юлиан Милкис (кларнет). Фото Юлии Городецкой

Милкис приезжает на Summit Music Festival уже много лет. Но с тех пор, как он стал играть Канчели, его ощущение музыки – всей, даже классики, изменилось – считает арт-директор фестиваля Ефрем Брискин: “Юлиан стал тоньше и глубже, объемней. Он всегда был большим музыкантом, но теперь – выдающийся. Правда”.

18 миниатюр, полных оглушительной грусти и тихой радости, горького ликования и беспощадной самоиронии, зал слушает, затаив дыхание. Половина зрителей – иммигранты из бывшего Союза, им музыка Гии Канчели знакома из фильмов Георгия Данелии. Не такая, как в миниатюрах – легче и популярней, хоть и не менее рефлексивная, не менее тонкая, не менее умная. Но вторая половина зала – американцы, они не страдают воспоминаниями детства, не умиляются редким самоцитированием композитора. Они слушают звук – радуются и плачут от того, что слышат. И их эти мелодии грузинского гения, тонко сыгранные Милкисом и Монастырским, переносят в собственные аллюзии, дарят собственное “кино”. Они реагируют, как и слушатели 22 других стран – радостью и грустью, улыбкой и болью. А это значит,музыка Канчели БУДЕТ звучать – и через 50, и через 100, и через 200 лет. 

Общение с публикой. Слева направо: Юлиан Милкис (кларнет), Грегори Антимони (продюсер фильма), Ольга Антимони (режиссер фильма), Вадим Монастырский (рояль). Фото Юлии Городецкой.

Be the first to comment on "В Нью-Йорке представили Kancheli Project – концерт музыки Гии Канчели и документальный фильм о нем"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.