Однажды в стране Тарантино

Фильм «Однажды в Голливуде» я ждал, как говорится, затаив дыхание. Квентин Тарантино – один из крупнейших американских мастеров кино. Каждый его новый фильм – событие. 

И он подтвердил, что способен удивлять и восторгать. Его новая картина – пожалуй, одна из лучших в его послужном списке. Самый тонкая и, не побоюсь этого слова, лиричная. А сценарий просто виртуозный. И необычайно дерзкий. За что на Тарантино сильно нападают.

Я сразу скажу, что в этом тексте будут спойлеры, так что если не хотите, дальше не читайте.

Главная изюминка рассказанной Тарантино истории – открыто демонстрируемый нам фейк. Все знают, что банда Чарльза Мэнсона зверски убила беременную актрису Шарон Тейт, жену режиссера Романа Полански, и ее гостей. Было это в августе 1969 года, ровно пятьдесят лет назад.

У Тарантино в фильме «торпеда прошла мимо». То есть банда напала не на дом Шарон Тейт, а на их соседей, и там получила достойный отпор. Этот отпор – единственный эпизод жесткого насилия в этом преимущественно комедийном фильме, и мастерство режиссера самым эффективным способом заставляет зрителя болеть за правую сторону и ликовать, когда эта правая сторона разбивает в кисель физиономии мерзких вражин, то есть, зомбированных девиц из стойла Мэнсона.

Конечно, поначалу я оторопел – так переиначить известную трагедию. Это ли не кощунство, и не насмешка над тем, над чем смеяться вроде бы нельзя?

Но Тарантино эту фабульную подмену сделал так упоительно артистично, с такой обезоруживающей искренностью, с такой красивой ностальгией по сослагательному наклонению, которое, как известно, антипод истории, что я смирился и принял предложенные режиссером правила игры.

Вот что интересно – Полански жив, ему 85 годков, с 1978 года он фактически не въездной в Америку, где его ждут судейские с распростертыми объятиями, чтобы засунуть в тюрьму за давнее изнасилование малолетки. История эта мутноватая, жертве давно уже выплатили солидную компенсацию, с ее стороны претензий нет, но есть не имеющие срока давности претензии от другой строгой дамы – американской Фемиды.

А если взглянуть по-человечески и положить эти две истории на чашу весов  – убийство беременной жены и нерожденного первенца и мутную историю с 13-летней девицей, чего больше достоин старенький Полански, между прочим, выдающийся режиссер, – осуждения или сочувствия? Вопрос… Ну, это так, к слову.

На последнем Каннском фестивале Тарантино спросили, обращался ли он к Полански  во время работы над сценарием и съемок фильма. Полански, которого играет малоизвестный польский актер, там мелькает в паре эпизодов, а красавица Марго Робби блистает в образе красавицы Шарон Тейт. В интервью сайту Deadline Тарантино объяснил, почему он этого не сделал.

«Смотрите, – сказал Тарантино, – когда мы говорим о Романе Полански, мы говорим о трагедии, немыслимой для большинства человеческих существ. Я имею в виду Шарон, их нерожденного сына, который как бы уже жил, но так и не был рожден. В каждом слове об этом сквозит безумие. Я понимаю, что история ее смерти и резня Мэнсона стали уже частью истории, переросшей его личную трагедию. Я себя на этой почве чувствовал уверенно. Я не собирался ему звонить в процессе работы над сценарием. Я не собирался просить у него разрешения. Я собирался это делать как считал сам, вот так, понимаете?».

Гора не пошла к Магомету, но Магомет отправился к горе. По словам Тарантино, Полански вышел на него через общего приятеля.

«Этот друг позвонил и спросил, что это такое затевается, – сказал Тарантино. – Он сказал, что Роман вовсе не сердится, он не раздражен и все такое, он просто хочет знать, что это за проект».

Тарантино пригласил этого посредника в свой дом, чтобы тот почитал сценарий и потом рассказал Роману. Судя по словам Тарантино и молчанию Полански, сценарий Романа будто бы устроил.

Но критика в адрес Тарантино последовала от жены Романа актрисы Эммануэль Сенье. Ее не устроило, что Полански появляется в фильме, оставаясь по жизни парией для Голливуда, где его в прошлом году исключили из членов Киноакадемии.

Поддержала критический настрой Сенье 71-летняя Ава Рузвельт, подруга Шарон Тейт. Ава сильно рассердилась, увидев, как в фильме показана эта трагедия. «Я не спала всю ночь», – сказала она. Ава – вдова Уильяма Рузвельта, внука президента Фрэнклина Делано Рузвельта. Она познакомилась с Полански совсем юной и была на их свадьбе с Тейт в Лондоне в 1968 году. В 21 год она переехала в Лос-Анджелес и стала манекенщицей.

«Я никогда не жила по адресу 10050 Сиело-Драйв (дом Полански), но бывала у них в гостях часто, – вспоминает Ава, – Роман улетел в Лондон, а мы гадали, а вдруг Шарон родит раньше, чем ожидалось?».

По словам Рузвельт, Шарон была блестящей и сильной актрисой, которая очено серьезно относилась к своему имиджу. А вот в исполнении Марго Робби, сетует она, Шарон предстает просто как глуповатый секс-символ. Так что если вы поддерживаете феминистское движение  #MeToo, то не должны поддерживать этот фильм, призывает она.

Обиженными на Тарантино также оказались поклонники легендарного мастера восточных единоборств Брюса Ли. В фильме он вступает в бой с кинотрюкачем в исполнении Брэда Питта и терпит постыдное поражение. Да и ведет он себя как-то несолидно – куксится, жалуется, комплексует. В фильме Ли играет Майк Мо, действительно, очено на него похожий.

Тарантино в неожиданном свете преподносит роль Брюса Ли в истории убийства Тейт и ее гостей бандой Мэнсона. Как пишет Мэтью Полли в новой биографии Ли, борец тренировал многих голливудцев той поры, включая Стива Маккуина. В этой компании тренирующихся у Ли был и Полански. Ли также давал уроки единоборств Тейт, готовя ее к съемкам фильма «Команда разрушителей».

После трагедии полиция далеко не сразу вышла на след убийц. В тот момент Полански стал подозревать в убийстве Брюса Ли. Его подозрения усугубились, когда Ли сказал, что потерял солнечные очки. Дело в том, что на месте преступления нашли кем-то брошеные очки. Конечно, эти домыслы испарились, когда полиция арестовала настоящих убийц.

Эти истории – лишь частица того, о чем рассказывает этот многоплановый и умный фильм. Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт играют парочку-водой-не-разольешь, причем первый из них – Рик Дэлтон, герой экшн, готовый за пригоршню долларов на все, а второй – добродушный малый Клифф Бут, симпатяга, которого, впрочем, лучше не злить. Оба они, и Лео, и Брэд, сыграли блестяще, подтвердив свой суперзвездный статус.

56-летний Тарантино последние пару лет не раз заявлял, что собирается уходить из кино и состредоточиться на семейной жизни. Он недавно женился и хочет завести детей. «Однажды в Голливуде» – его девятый фильм, и он клялся, что еще один для ровного счета, и все, Квентин завязывает с кино. Мой прогноз: большой коммерческий успех новой картины (а он нарастает) внесет правильные коррективы в его планы.

Be the first to comment on "Однажды в стране Тарантино"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.