Как «олимпийский» охранник бодался с ФБР и прессой

То, что 89-летний Клинт Иствуд продолжает снимать по фильму в два года – само по себе чудо. То, что он продолжает снимать кино остросовременное и качественное – это еще большее чудо. 

Поэтому новость о том, что новый фильм Иствуда «Ричард Джуэлл» собрал за первый уикэнд проката в США скромные 4,7 млн долларов, меня не обескуражила. Ну да, это меньше, чем обычные сборы его фильмов, но не фатальная цифра. С помощью «сарафанного радио» и международного проката, который обожает Иствуда, бюджет фильма в 40 млн долларов может быть со временем отбит.

Гораздо большую озабоченность вызывает вспыхнувший скандал, который может потрепать престарелому мастеру режиссуры нервы. А в его возрасте это ни к чему.

О чем речь?

Фильм рассказывает драматичную историю простоватого и чудаковатого увальня Ричарда Джуэлла, который был провозглашен героем после теракта в Олимпийском парке в Атланте летом 1996 года, а затем объявлен главным подозреваемым в совершении этого чудовищного преступления. Одна из героинь фильма – пройдошливая и циничная репортерка Кэти Скраггс из местной газеты Atlanta Journal-Constitution. Чтобы добыть сенсационный материал, она, если судить по фильму, соблазняет агента ФБР и раскручивает его на откровения. Пол Уолтер Хаузер играет Ричарда Джуэлла, Джон Хэмм – агента ФБР, а Оливия Уайлд – репортерку Скраггс.

Против версии «информация в обмен на секс» решительно выступила газета Atlanta Journal-Constitution и сама Оливия Уайлд. Скраггс умерла в 2001 году.

На днях Уайлд разразилась твиттером: «В противоположность недавним заголовкам я не верю, что Кэти обменяла «секс на информацию». Я изучала эту историю, и в ней ничто не говорило о том, что она это сделала… Это было бы отвратительным и женоненавистническим принижением той работы, которую она делала». Актриса дала понять, что не она контролировала работу над фильмом.

Любопытно, что обычно такие скандалы способствуют повышению прокатных сборов. Людям интересно самим увидеть, о чем сыр-бор. Но в данном случае пока никакого всплеска в посещаемости не зафиксировано. Прокатчик «Уорнер бразерс» сообщил такую цифру: более 40 проц. публики это люди старше 50 лет. Ничего удивительного: теракт тогда, в 1996 году, освещался очень широко, в том числе и газетой «Новое русское слово», где я тогда работал. И для людей, которые тогда, 23 года назад, были 20-30-летними и старше, имя Ричарда Джуэлла не пустой звук и сегодня.

Конечно, журналисты устремились за комментариями к вдове Ричарда Джуэлла. «Моя семья, друзья и я, мы смеялись и плакали, да, много плакали, – сказала Дейна Джуэлл в телепрограмме «Фокс и друзья». – Я бы так хотела, чтобы Ричард был здесь и увидел это (фильм). Я думаю, моя мама лучше всех это выразила, сказав, что это как будто снова пойти на его (Джуэлла) похороны и испытать вновь те же самые эмоции… Я и моя семья снова скорбят. Но мы счастливы, что так все закончилось для него, хотя очено трудно совладать с чувствами».

Ричард Джуэлл умер в 2007 году от болезни сердца. Ему было всего 44 года. Наверное, на его здоровье повлияли бурные события лета 1996 года, когда после теракта его сначала подняли на щит как героя, спасшего десятки жизней, а затем сделали главным подозреваемым в совершении теракта. Эту историю пресса с подачи Скраггс раздула до неимоверных размеров. Под окнами дома, где жили Джуэлл и любящая его мать (ее играет Кэти Бейтс), разбили лагерь телевизионщики и репортеры бумажной прессы. И каждый фрагмент биографии Джуэлла и его реакцию на обвинения  комментировали как подтверждение версии об организации им теракта.

Телеканал «Фокс» снял документальный фильм о теракте в парке и Джуэлле. Там звучит заявление Тома Дэвиса, который тогда работал специальным агентом в штатном отделении ФБР и координировал обеспечение безопасности во время Олимпийских игр 1996 года. Так вот Дэвис похвалил усердную работу Джуэлла как охранника Олимпийского парка. Ведь именно он, Джуэлл, нашел под скамейкой рюкзак с тремя самодельными бомбами и часовым механизмом и забил тревогу.

«Его реакция и его действия, очевидно, спасли жизни, – сказал Дэвис. – Если бы он действовал по-иному, я, вероятно, не так четко представил бы себе произошедшее».

Как мы знаем, два человека были при взрыве убиты и более ста получили ранения. Очень многие посетители были эвакуированы из парка до взрыва – во многом благодаря усилиям Джуэлла.

Кент Александер, работавший тогда в Атланте прокурором и ставший соавтором книги о теракте и его последствиях, сказал в интервью «Фокс», что фигура охранника привлекала огромное внимание.

«У него брали интервью CNN, все газеты, включая местную Atlanta Journal-Constitution. – вспоминает Александер. – Кэти Кюрик беседовала с ним на своем популярном шоу».

В фильме подробно показано, как мудрецы-аналитики из ФБР пришли к выводу, что Джуэлл и есть террорист. Они составили его профиль и заключили, что его поведение и действия вписываются в модель поведения и действий «домашнего» террориста – одинокого, слегка аутичного белого мужчины с претензиями к себе и окружающему миру, с комплексом непризнанного героя.

«Они его охарактеризовали как одиночку, мечтающего о карьере полицейского, одержимого правоохранительной деятельностью, – отметил Александер. – В принципе эта логика срабатывала, но не в данном случае. Тогда очень модными были поведенческие модели, и это тоже добавилось к делу Джуэлла».

В какой-то момент расследования в игру вступила Кэти Скраггс, которая опубликовала в Atlanta Journal-Constitution сенсационную утечку про то, что ФБР считает Джуэлла главным подозреваемым.

В фильме показано, как ликующая Кэти приходит в редакцию на следующее утро и все ее коллеги ей горячо аплодируют.

И наступила свистопляска вокруг Джуэлла, которая продолжалась 88 дней. Ему помогали два человека – горячо любящая его мама и адвокат Уотсон Брайант (в блестящем исполнении Сэма Рокуэлла). Надо сказать. что Иствуд крайне неодобрительно отнесся к прессе в этом фильме, что дало повод ряду аналитиков сравнить его позицию с позицией президента Трампа.

88 дней спустя ФБР признало, что Джуэлл это ложный ход, и полностью его оправдало, прислав ему извинительное письмо. В 1998 году за взрыв бомбы в клинике абортов в Алабаме был арестован Эрик Рудольф, которого и идентифицировали как «олимпийского террориста». Он признал свою вину и ныне отбывает пожизненное заключение.

«Фильм показывает, что он (Джуэлл) был героем, – говорит Дейна Джуэлл. – И показывает то, что с ним сделали ФБР и пресса».

Be the first to comment on "Как «олимпийский» охранник бодался с ФБР и прессой"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.