Америка теряет позиции на Ближнем Востоке

Пик противостояния с Ираном, слава богу, позади, но 14 января в Ираке снова обстреляли американо-британскую базу Эль-Таджи, на этот раз ракетами систем залпового огня. Надеюсь, запускали их кустарно, как палестинцы, и сами системы не колесят по стране, которую мы умиротворяем вот уже тридцать лет. Ранее подобный обстрел произошел 12 января, когда как минимум пять ракет поразили авиабазу Балад. Атака произошла спустя несколько часов после того, как американцы нанесли удар с воздуха по базам ополчения в Западном Ираке и Сирии. Боюсь, это не последний обстрел.

Потеря позиций в Ираке

Похоже, победа там уже невозможна. Тем более что союзники покидают нас. Так, Канада срочно прекратила все военные действия в рамках операции IMPACT и миссии НАТО в Ираке, большинство военных переброшено в Кувейт. Выводят их также Германия, Словакия, Хорватия, Нидерланды и Румыния. Базы стали осажденными крепостями, а с 7 января для войск международной коалиции введены ограничения на передвижения по суше и по воздуху. Парламент Ирака принял резолюцию, которая предусматривает отмену соглашения с коалицией и сокращение иностранного военного присутствия в стране.

Такова общая обстановка, но нас интересуют детали. В ответ на ликвидацию иранского генерала последовала операция «Мученик Сулеймани» – в ночь на 8 января авиабазу США Айн-аль-Асад около двух часов обстреливали ракеты. Пишут, что чудом обошлось без жертв – к 22:00 по местному времени весь персонал был готов укрыться в бункерах. Но дело не в чуде, а в том, что Иран заменил боеголовки ракет массогабаритными грузами и предупредил США через Ирак и швейцарское посольство в Тегеране. Атака началась около 1:30 и сержант Армандо Мартинес, который осматривал строения базы после обстрела, сказал, что одна ракета легко разрушила бетонные стены. А ведь это была болванка, а не боевая часть с 750 кг взрывчатки! Мастер-сержант Кеннет Гудвин сообщил, что они провели в бункере не менее пяти часов. «Они знали, куда бить, целились в аэродром и парковку», — добавил он.

Добавим и мы: целились точно и не будь предупреждения, без больших жертв не обошлось бы. Да и в этот раз контузило 11 военных, о чем заявило центральное командование вооруженных сил. Некоторых доставили на американские объекты в Германии и Кувейте для дальнейшей проверки и лечения.

В свое время я имел дело с ракетами. Наша часть тянула энергию к «точкам», как называли ШПУ МБР, то бишь шахтные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет, нацеленных на Америку. Мы ставили их в Хакасии и в областях вокруг Москвы, «золотое кольцо» ракет – ШПУ и МБР стоили бешеных денег! Затем разрабатывал системы управления авиаракетами в закрытом институте, да и потом не раз бывал на заводах, связанных с ракетной тематикой, так что немного разбираюсь в этом.

Иракские флажки, иранские ракеты

Ракеты систем залпового огня бьют по базам Эль-Таджи и Балад с территории Ирака. Что весьма печально, поскольку порядок мы там наводим с 2003 года – и никак не наведем, хотя и заплатили за авантюру Буша-джуниора тысячами жизней наших парней. Президент тогда стремительно терял популярность после краха его тарифной войны, которая привела к потере сотен тысяч рабочих мест, и прибег к старому способу, к маленькой победоносной войне.

Помню частокол флажков у обелиска Линкольна в Вашингтоне – каждый означал погибшего в Ираке, и всего война унесла около 4,5 тысяч американских жизней. Убийство Сулеймани сделало эти жертвы и последующие усилия напрасными. Мы 17 лет держим вдали от дома значительный военный контингент, тратим миллиарды долларов, нам помогали союзники, но дела не идут на лад, что и показало нынешнее обострение обстановки. Оно привело к ослаблению наших позиций не только в Ираке, но и на всем Ближнем Востоке и к усилению влияния Ирана. Теперь у него развязаны руки в отношении создания атомного оружия, так что позиции Израиля также ослаблены.

Нынешние проблемы показывают, что в будущем их может быть еще больше. База Айн-аль-Асад и аэродром близ Эрбиля, где базируется американская авиация, действующая по ИГИЛ, расположены в 150-200 км от иранской границы. А поскольку время поджимало – показательную месть в наше информационное надо подавать горячей, то Иран применил против них баллистические ракеты «Киам» и «Зульфагар». Кстати, организационно иранские ракетные войска являются частью Аэрокосмических сил Корпуса стражей исламской революции (КСИР), каковой посчитал делом чести отомстить за убийство своего генерала.

«Киам-1» (Qiam-1, дальность 800 км) это развитие ракет «Шахаб-2», созданных с помощью Северной Кореи, и ее прародителем можно считать старую советскую ракету «Скад» (Р-17). Во время войны в Персидском заливе в 1991 г. «Скады» причинили большие разрушения в Израиле, причем американские противоракетные комплексы «Пэтриот» не очень хорошо справились с перехватом…

У «Киам-1» отделяющийся управляемый (подчеркиваю) боевой блок, отсюда и хорошая точность, система постановки помех, она использует технологии стэлс, делающие ее малозаметной для радаров, ее можно запускать с разных типов пусковых установок и т.д. Такая боеголовка не только может эффективно поразить свою цель, но и делает ее непростой мишенью для ПРО – отработавшая ступень становится большой ложной целью.

Над иранской ракетной атакой смеялись в СМИ и соцсетях, мол, половина ракет не долетела, остальные упали на задворках, не причинив существенного ущерба. Гм. Видимо, весельчаки невнимательно изучили спутниковые снимки – специалистов поразила точность попаданий, ракеты поражали цели буквально «в яблочко». Будь на них снаряженные взрывчаткой боеголовки, наши базы надолго бы вышли из строя.

Помимо этих Иран имеет крылатые ракеты. Причем в качестве пусковых установок использует не специальные шасси, а полуприцепы или обычные грузовики. Это снижает проходимость, но также и стоимость, повышая возможности маскировки. Кроме того, построены подземные ракетные базы как для хранения ракет и скрытного развертывания самоходных пусковых установок через сеть подземных тоннелей, так и для запуска баллистических ракет с расположенных под землей установок. В общем, Иран это крепкий орешек и маленькой победоносной войны с ним не получится.

Помимо «Киам-1», судя по видео запусков из провинции Керманшах, работали ракеты, стартующие наклонно и оставляющие характерный дымный след, то есть твердотопливные семейства Fateh-110, Fateh313, Zolfaghar. Тут Иран, оттолкнувшись от китайских разработок, пошел самобытным путем и добился определенных успехов. Последние модификации «Зольфагар» имеют дальность порядка 700 км при массе управляемой боевой части более полутонны. Созданы спецварианты для поражения особых целей, например, противокорабельные «Халидж Фарс» (Khalij Fars), «Ормуз-2» (Hormuz-2) и новейшая Fateh Mobin.

Значит, авианосцы в Персидском заливе также должны учитывать возможность ракетной атаки. Но в море эсминцы типа «Арли Бёрк» с хорошей системой ПРО «Иджис» должны защитить нашу гордость. А вот на суше придется прикрыть базы системами «Пэтриот», что встанет в лишний цент налогоплательщикам, причем не факт, что они надежно закроют небо, ибо недавняя атака йеменских ракет на нефтепромыслы Саудовской Аравии показала, что не все с ними ладно.

Имеет Иран и новые высокоточные баллистические ракеты «Хорремшехр-2» с управляемой отделяющейся головной частью массой в полторы тонны и дальностью 2000 км, способные поражать цели в Израиле и в Саудовской Аравии. Начинать в такой ситуации обмен ракетными ударами для США опасно: вряд ли нас снова заранее предупредят об атаке. Очевидно, в Пентагоне это поняли и сумели объяснить своему верховному главнокомандующему. После чего и в Ираке несколько успокоились, и мы возобновили совместные операции против исламского государства, хотя и в меньшем объеме, что дает шанс на ренессанс ИГИЛ.

К тому же в данной ситуации, скованные защитой баз и ограничениями Ирака, да еще без союзников, мы работаем там в качестве наемников, но… за свой счет. И вот еще какие имеются казусы, несовместные с приличными союзными отношениями и заставляющие вспомнить об украинагейте: Wall Street Journal сообщила о возможном сокращении американской военной помощи Ираку в размере $250 млн., которую мы выплачиваем с 2017 года. Как вы думаете, это укрепит позиции наших парней в Ираке?

Резюме

Таковы последствия опрометчивой ликвидации иранского генерала Сулеймани в Багдаде, и это лишь малая их часть – мы теряем позиции на Ближнем Востоке, за которые заплатили большую цену. Кажется, немцы правы: согласно декабрьскому, еще до событий в Ираке опросу, в Германии считают Трампа самой большой угрозой для мира. Вполне обоснованно! То-то парламент Ирака, отчаявшись получить современное оружие у США, дал добро на покупку российских ракетных систем С-400. Что добавит головной боли нашим летчикам.

Be the first to comment on "Америка теряет позиции на Ближнем Востоке"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.