Возвращение граффити

Фото Юлии Городецкой

Вместе с ростом количества перестрелок и преступлений – следствие нового закона о выходе до суда без залога – в Нью-Йорк возвращается один из главных символов уличного беспредела семидесятых и восьмидесятых годов: граффити в подземке и на вагонах поездов.

Если в первой половине подходящего к концу десятилетия в год фиксировалось не более 200 случаев вандализма подобного рода, то в прошлом году эта цифра утроилась — 619 случаев, а к середине декабря 2019 года было зафиксировано 537 подобных инцидентов.

Активность подпольных художников обходится MTA в копеечку: в 2019 году агентство потратило 348 тысяч долларов на очистку и приведение в порядок 285 обезображенных вагонов. Самые популярные среди вандалов маршруты — M (88 инцидентов за год) и N (52 инцидента).

Чаще всего вагоны размалевываются абстрактными надписями и символами, но попадаются и политические лозунги. С 2016 года, когда Дональд Трамп был избран президентом США, в подземке были зафиксированы 13 случаев, когда вандалы расписывали вагоны антитрамповскими репликами. Прежний президент — Барак Обама — вызывал у граффитистов куда меньшее вдохновение: за все восемь лет его президентства его имя упоминалось в негативном контексте на вагонах метро всего семь раз.

Член Городского совета от Квинса Роберт Холден связывает активизацию вандалов с политикой, проводимой нынешним мэром Нью-Йорка. «Администрация Билла Де Блазио взяла курс в направлении худшей эпохи, которую переживал наш город, — заявляет Холден. — Вопрос в том, как далеко зайдет регресс, прежде чем Де Блазио покинет свой пост через два года».

«Граффити в метро заставляют горожан чувствовать себя в меньшей безопасности, чем пять-шесть лет тому назад, — добавляет член Горсовета от Статен-Айленда Джо Борелли. — Они напоминают о временах хаоса и деградации, которые, как нам казалось, остались далеко в прошлом. Хотелось бы, чтобы мэрия обратила на эту проблему самое пристальное внимание».

В самой мэрии на вопросы об участившихся случаях вандализма отвечают в привычном ключе: дескать, есть отдельные недочеты, но в целом — разве вы не видите?! — город триумфально движется в направлении светлого будущего. «В этом году усиление полицейского присутствия в метро привело еще к более низкому уровню преступности в подземной системе транспорта, — заявила пресс-секретарь мэрии Оливия Лейпиролери. — Нью-Йорк — самый безопасный крупный город в Америке, потому что у нас самые лучшие в мире полицейские».

Facebook

Граффити — вид полуподпольного уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону.

Появление современного граффити, как правило, относят к началу 1920-х годов, когда рисунками и надписями помечали товарные вагоны, курсирующие по США.

Революционным для граффити стал период с 1969 по 1974 год. За это время заметно выросла его популярность, появилось множество новых стилей, а центр граффити-движения переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. Вскоре после того, как Нью-Йорк стал новым центром граффити, средства массовой информации обратили на новое культурное явление самое пристальное внимание. Вслед за этим неумелое марание стен, зародившееся в Южном Бронксе, заполонило всю страну от Восточного до Западного побережья. Рисунки и надписи повсеместно появлялись на зданиях, мостах и вдоль шоссе в каждом крупном населенном пункте. Расходы на очистку городов от граффити взлетели до нескольких миллиардов долларов в год.

В это же время граффити стало чаще появляться в метро, чем на городских улицах. Художники начали соперничать друг с другом, и смыслом их соревнования было написание своего имени максимальное количество раз во всевозможных местах. Внимание граффитистов постепенно переключилось на железнодорожные депо, где они имели возможность исполнить большие сложные работы с меньшим риском для себя.

Пик популярности и распространенности граффити пришелся на середину семидесятых годов. Это было отчасти обусловлено тем, что финансовые затруднения не позволяли администрации Нью-Йорка бороться с уличным искусством посредством реализации программ по удалению граффити и по улучшению технического обслуживания городского транспорта. К тому же времени граффити стали полностью покрывать целые вагоны. Граффити-движение приняло жестский конкурентный характер, и художники задались целью разрисовать весь город. Они стремились к тому, чтобы их «произведения» глядели на прохожих с каждого забора и с каждого вагона в Нью-Йорке.

Упадок субкультуры граффити пришелся на вторую половину восьмидесятых годов. Улицы стали более опасными из-за вспыхнувшей в городе эпидемии крэка. Городские власти ввели более строгие наказания для уличных художников. Из-за ограничений по продаже аэрозольной краски приобретать необходимые граффитистам материалы стало сложно. Кроме того, управление нью-йоркского метрополитена значительно усилило финансирование программы против граффити. Излюбленные вандалами места стали хорошо охраняться, вооруженные патрули круглосуточно сторожили железнодорожное депо, уничтожение граффити стало повсеместным явлением. Многие художники бросали заниматься своим хобби, так как постоянное уничтожение их работ приводило их в отчаяние.

К концу восьмидесятых в граффити остались лишь самые стойкие энтузиасты.

С мая 1989 года власти Нью-Йорка стали просто убирать из системы городского транспорта те поезда, в которых были нанесены надписи или изображения. Огромному числу уличных художников пришлось искать новые пути самовыражения. До начала движения по очистке нью-йоркского транспорта, улицы многих городов, не только Нью-Йорка, оставались нетронутыми. После того как власти принялись очищать станции и поезда, граффити массово хлынуло на улицы.

Самые известные художники пошли легальным путем: они стали демонстрировать свои работы в галереях, организовывать собственные школы и студии, продавать свои произведения с аукционов. Темная сторона субкультуры граффити, казалось, сошла на нет, однако события послених лет четко указывают на то, что со временм в современную жизнь возвращается не только мода, музыкальные стили и элементы дизайна из семидесятых и восьмидесятых годов, но и кое-что похуже.

 

Be the first to comment on "Возвращение граффити"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.