Так назван бестселлер Дэвида Фридмана, издание которого на русском языке готовится к выпуску в октябре командой проекта «Rustate.org».
Написан он полвека тому, но в 2014-м внесены изменения, да и переводчик приводит примеры из наших дней, так что труд представляет не только историческую ценность. К тому же пандемия коронавируса и тревожные события в США вновь выдвинули на повестку дня поставленные автором вопросы.
Дэвид Фридман: профессор права, либертарианец, теоретик анархо-капитализма – и сын знаменитого экономиста Милтона Фридмана, нобелевского лауреата. Меня, кстати, некогда избирали председателем Совета трудового коллектива, так что был я так сказать практикующим либертарианцем и темой интересуюсь.
Какие же вопросы поднимает автор? Важные. Взять монополии – мы привычно считаем благом антимонопольные законы, помня вред, нанесенный экономике и обществу политикой компании «Стандард Ойл». Однако Фридман пишет, что ее вина не была твердо доказана, и что рынок сам навел бы порядок в нефтепроме. Да, речь тогда шла не только об экономике, но и о морали общества, о соблюдении правил игры. И все же «прогрессивный период», названный так в связи с лидерством Прогрессивной партии США и длившийся с 6 сентября 1901 г. по 24 октября 1929 г., начавшись «великой борьбой с трестами», закончился Великой Депрессией…
Важна эта тема и сейчас – взгляните на практически монопольное положение Гугла и особенно Фейсбука. Жизнь не раз показывала, что за ними нужен жесткий присмотр и что отсутствие серьезной конкуренции в этой сфере довольно опасно. Или взять искусственные монополии, картели – да, позиции ОПЕК были подорваны Россией, мошенничавшей с соблюдением квот на добычу, но не появись мощного конкурента в лице США с их сланцевой революцией, этот картель еще долго диктовал бы цены, поддерживая тем самым агрессивный российский империализм.
Опасна и государственная монополия, главное, от чего остерегает Фридман, и в экономике либертарианцы близки к республиканцам. Они тоже против ограничений и регуляции бизнеса, но есть и разница. Так, Фридман приводит почтовое ведомство в качестве образца плохого ведения дел государством, почта постоянно убыточна и держится лишь за счет дотаций, но вряд ли он предполагал, что ее можно использовать в политической борьбе. Однако президент поставил на днях свою креатуру во главе этого ведомства, пытаясь ограничить возможность голосования по почте, которое считает невыгодным для себя…
Политика основана на власти и работает на власть, резонно пишет Д. Фридман, идя по стопам отца и следуя его классической книге «Капитализм и свобода» (1962 г.), в основе которой лежит тезис, что лишь конкурентный капитализм служит как средством достижения экономической свободы, так и необходимым условием свободы политической. Однако не все идеи Фридмана-младшего равноценны. Не убедительна, к примеру, критика социального страхования и пенсионной системы США. Он считает, что они усугубляют социальное неравенство и с их помощью идет перераспределение средств от бедных к богатым, подозревая в том же «Медикэр», медицинскую программу для пенсионеров.
Но дело в ином – Америка создала малоэффективную, но чудовищно дорогую систему здравоохранения, она требует реформ по образцу европейских систем всеобщего медицинского страхования, те гораздо лучше и дешевле. Либертарианство призывает к ограничению роли государства, но тут как раз не помешало бы вмешательство на стороне народа, а не на стороне всесильной медицинской мафии. То-то «Партия чаепития», приводимая переводчиком в качестве примера современной «мыслящей» либертарианской партии, угасла уже к 2016 году, всего через семь лет после возникновения. Одним из пунктов ее консолидации был быстро выдохшийся протест против демократической реформы здравоохранения.
Да и в самой книге зачастую речь идет не о тотальном отстранении государства (например, из системы среднего образования), а об иных подходах к проблемам. Среди которых много здравых. Весьма перспективна, к примеру, ваучерная система, когда финансируют не школы, а учащихся. Кстати, эта конкурентная система помогла бы сгладить так и не преодоленное социальное неравенство, порожденное рабством, которое стало глубинной причиной американских протестов в этом году.
Любопытна в этом плане также идея свободно-рыночной системы университетов – уже ради этого стоит прочитать книгу, столь своевременна данная тема именно сейчас. Одно дело доводить до абсурда борьбу за равноправие и толерантность, когда в итоге они оборачиваются дискриминацией и хаосом взаимной ненависти, и совсем другое, когда самому студенту приходится выбирать (не так уж трудно создать такую полезную для всех систему), какому преподавателю платить за обучение, высокому профессионалу или спекулянту на идеологии. Ибо мало сомнений, что большинство практичных юношей и дев за свои деньги выберут профи, какую бы политически окрашенную напраслину на тех не возводили. Учеба это тоже бизнес, залог твоих будущих достижений, твоей состоятельности, а в бизнесе мало места пароксизмам идеологии. Прагматизм погасит драматизм и снимет многие проблемы.
Злободневны и рассуждения автора об иммигрантах в США (он подчеркивает полезные экономические и социальные эффекты иммиграции); о частном космосе – эта идея воплощена в жизнь Илоном Маском и его последователями; о легализации наркотиков – медицинская марихуана разрешена уже в большинстве штатов, а также некоторые иные предложения.
Книга пронизана духом свободы 60-х, а еще придает ей шарм очевидное влияние блистательной социологической работы Роберта Хайнлайна «Луна суровая хозяйка», толкующей о построении нового государства. Да, собственно говоря, Фридман и посвятил книгу помимо отца и Фридриха Хайека также Хайнлайну. Не случайно идеи профессора Фридмана (говорящая фамилия!) перекликаются с идеями профессора де Ла Пас (фамилия столь же красноречива), предостерегавшего создателей конституции свободной Луны от повторения казалось бы естественных, но не лучших, а часто ошибочных этатистских решений землян. Конечно, лунтикам было (будет) легче, они начинали (начнут) с чистого листа, как и отцы-основатели США.
Которые неплохо сделали свою работу, хотя и не предвидели многого, начиная хотя бы с расцвета капитализма, породившего, к сожалению, Маркса и социализм в тоталитарной ипостаси. И хотя Фридман считает, что систему можно и нужно улучшить на основе свободного рынка, его анархо-капитализм вряд ли возможен в обозримом будущем. Человечество консервативно (иначе не было бы революций) и так привыкло к государству, что не видит иной формы организации. А устоявшееся государство и есть главный тормоз развития, оно не любит ограничения своих прерогатив и полномочий. Взять тот же анархо-капитализм – он может охватить всю страну лишь с помощью инструментов государства, путем выборов приведя к власти свою партию. Да, либертарианская партия, созданная полвека назад, набирает популярность, в ней уже полмиллиона членов и в 2016 ее кандидат в президенты набрал 4 млн. голосов, но она еще нескоро бросит вызов тяжеловесам.
Книга не зря издается на русском. Читателю, живущему в стране, где роль государства, снова ставшего империей зла, доведена до уровня тоталитарного СССР, полезно ознакомиться с идеями человека Запада, жителя главной демократии мира, пусть и утратившей свой блеск в последние четыре года. О чем еще говорить, если США гасят свой факел у золотых ворот (цитата из стиха на постаменте статуи Свободы) и ограничивают иммиграцию?
Но и американцам полезно перечитать сей труд. Ибо наш механизм свободы, знаменитая система сдержек и противовесов трещит под давлением аморального, беспринципного политика, поддержанного партией, выродившейся в корпорацию по захвату и эксплуатации власти, похожей на партию Путина в России, которая в свою очередь напоминает мафию. Увы, в политической системе США, созданной отцами-основателями именно для защиты народа от правительства, не оказалось «защиты от дурака». В итоге поблек наш имидж, мы бездарно ведем бесполезные торговые войны, получили сильнейший спад в экономике и не смогли справиться с эпидемией. Дядя Сэм в лице федерального правительства и властей многих, особенно республиканских штатов, проявил вопиющую некомпетентность и безответственность. Не зря Джордж Вашингтон писал, что «правительство хозяин ужасный, а слуга опасный».
Как видим, либертарианцы правы – роль государства следует ограничить и не только в экономике. Власть в нем могут захватить диктаторы: Гитлер, Муссолини, Франко, Салазар, Хорти, Антонеску, Сталин, Мугабе, Путин, Кимы, Каддафи, Саддам, Асады, Лукашенко – не многовато ли всего за век? Склонен к их методам и нынешний президент США, не скрывающий любви к Путину. Поэтому резюмируем наш анонс перифразом популярного ныне лозунга – LM! Leadership matters – руководство имеет значение. В том числе и руководство государством.
Описание издания и кампании здесь:
Be the first to comment on "Механизмы свободы: пособие по радикальному капитализму"