Экмнезия. Механизмы защиты. Актуальное

Картина Васи Ложкина

Борис Херсонский

Борис ХерсонскийВ принципе – это сугубо медицинский термин, который обозначает одно из расстройств памяти – перемещение событий во времени, в частности, перемещение прошлого в настоящее, жизнь в прошлом. Так больной с грубым нарушением памяти, годами лежащий в психиатрическом стационаре в беседе назовет давно прошедший год, адрес, по которому он давно не живет, расскажет о том, как он провел сегодняшний день, но день, о котором он рассказывает давным-давно прошел.

Казалось бы советское общество было всей душой устремлено в будущее – в коммунизм, который как мираж постоянно был на горизонте и не приближался ни на миллиметр. Но на самом деле советские люди постоянно жили в прошлом. И ключевым периодом этого прошлого была Великая Отечественная, которую мы все чаще называем Второй Мировой. Она все длилась и длилась – в кинофильмах, повестях и романах, в военных парадах, а в последнее время в так называемых “реконструкциях”. Вместе с этим материалом в сознании людей жили такие термины как “фашизм”, “нацизм”, “каратели”, “ополченцы”. Жили не как история, а как современность. В смысловом, семантическом пространстве война никогда не прекращалась.
И нынешняя необъявленная война против Украины ведется на информационной базе архаики СССР военных лет. Тут и добровольцы-интернационалисты (о мы помним их в Афганистане!), но используется скорее материал гражданской войны в Испании. Тут и “каратели” – военнослужащие Украины, тут и “Одесская Хатынь”, о которой – разговор особый.
А тут вспомню лишь плакат перед референдумом в Крыму – полуостров, закрашенный коричневым цветом со свастикой в центре (Украина – коричневая чума!) и как альтернатива – Крым покрытый оптимистичным триколором РФ… Правда, в годы войны триколор как раз-то и был на кокардах власовцев, но кого это волнует!
Экмнезия, жизнь в славном прошлом – важнейшая часть “ватного” мышления, смоделированного и подпитываемого пропагандой.

Механизмы защиты

Лучший способ защиты – нападение. Примитивные, психотические механизмы защиты, характерные для “ватомыслия” по сути содержат в себе зачаток агрессии, как, к примеру, знаменитая “проективная идентификация”, когда психика “защищающегося” разрушает психику якобы нападающего изнутри. В применении к нашему предмету – это концепция “одного народа”, неспособность видеть границы этнические, культуральные, и как следствие – государственные. Украина не государство, а “искусственное образование”, украинский язык не язык, а диалект. Механизм такой “оценки” таков – русский язык “помещается” внутрь украинского и ощущает себя испорченным.
Второй механизм – отрицание. Ватомыслие отрицает такие очевидные факты, как введение “зеленых человечков” в Крым, присутствие российских военных на Добассе. Вариант отрицания – “селективное игнорирование”, это особенно ярко видно в восприятии трагедии Второго мая в Одессе. “Ватомыслие” игнорирует тот факт, что первично нападающей стороной были антимайдановцы, марширующие с криками “майданутых на кол”, что первая кровь пролилась не в Доме Профсоюзов, а в центре города, когда погиб проукраинский активист. Точно так же игнориуется задокументированный факт, когда майдановцы спасали пророссийских активистов из огня. и многое другое. “психотическая рационализация” проявляется в многочисленных концепциях “заговора” типа наркотизированных “печенюшек” на Майдане.

Актуальное

Тут меня немного достали просьбой – проанализировать психику типичного украинца, приблизительно так, как я проанализировал стиль мышления “ватника”.
На это отвечаю – а где я писал, что “ватник” обязательно гражданин РФ? Он может быть и эмигрантом в Америке, Германии, Израиле, он может быть и гражданином Украины – увы и ах. То, что я писал имеет отношение к стилю мышления.
И этот стиль не имеет границ.
Но если рассматривать ситуацию внутри Украины, то мы куда более плюралистичны. Не думаю, что хоть один из президентов нашей страны мог бы похвастать 85-процентной поддержкой. Украинский народ как-то иронично относится к своим вождям, возможно потому, что вождь в Украине еще не родился, а скорее всего, потому что у нас каждый сам себе вождь. Избранного гетмана для начала обмазывали грязью, чтобы не забывал, что вышел из земли и в землю вернется. Мы менее подвержены паранойе, не считаем, что против Украины существует “всемирный заговор”, а образ врага, как феномен массового сознания начал формироваться лишь после начала войны. И этот образ – всего лишь одна страна, но какая!!!! мы менее склонны славить правителей, по крайней мере я не слышал песен во славу любого из наших президентов, вроде тех, которые поются в честь г-на Пу. Лозунг самостоятельности “самостийности” чуть напоминает идеи “чучхе”, ибо, как доказал Лейбниц, независимости не бывает. И все же идея самостийности это идея своего садика, имеющего высокую ограду и лозунг украинского писателя-матерщинника Леся Подеревянского “Отъе..тесь от нас все!” очень четко выражает эту тенденцию.

Воруют у нас, думается, не менее часто, чем в РФ, но организация воровства как-то страдает в результате опять таки конкурентности и общей безалаберности. Я бы сказал, что это “воровство с человеческим лицом”, хоть и выражение этого лица мне явно не нравится.

В общем, усредненный образ гражданина Украины либо отсутствует, либо искать общие черты нужно на региональном уровне.
При этом, как ни крути, получается нечто фольклорное. Но это уже иная история.

Be the first to comment on "Экмнезия. Механизмы защиты. Актуальное"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.