Лариса Саенко
* * *
Люди назвали бронзового Адама «интерактивной скульптурой» — подходи и трогай. «Как у вас там интересно, в Нью-Йорке! Только ради этого памятника я непременно выберусь туда. А наша Аризона — скучная, как пара коричневых ботинок», — мечтательно писала южанка на форуме Адама и Евы, нью-йоркской бронзовой достопримечательности. Группы женщин, фланирующих между универсамом Whole Food в цокольном этаже и бутиками наверху, соединенными ползущими лентами эскалаторов, охотно возлагают ладонь на корень прародителя и щелкают друг дружку на смартфоны. Китайские туристы, смущенно хихикая, расчехляют солидные камеры — может, им, как и мне, кажется, что Адам чем-то похож на Мао? Потрогали бы они так Мао, как же… Немцы громко смеются и демонстративно потирают оттопыренную бронзу. Латиноамериканцы почему-то в этот момент серьезны. Японцы редко трогают самую знаменитую плоть Нью-Йорка — в основном, просто с улыбкой фотографируются рядом: понятно, что весь Адам в кадр по-любому не вместится, а только…
Ева, напоминающая формами скифскую бабу, в целомудренной, никем не тронутой бронзовой черноте не привлекала внимания туристов. Лапать Еву никто не решался — или не хотел? «Не люблю эту Еву. Как в зеркало смотришься», — призналась одна дама американского размера. Может быть, обнаженная четырехметровая Ева с безыскусно заплетенной косицей внутренне съеживалась под сотнями взглядов, критично оценивающих ее охваты, не соответствующие параметрам манекенов, выставленных в витринах окружавших ее бутиков? Казавшаяся себе нежеланной, она ведь не знала, что за пределами витринного мира с женщинами Джакометти, на улицах Нью-Йорка самые ходовые сувениры — изображения ботеровских женщин, сахарная пышность которых подобна взбитым подушкам лебяжьего пуха, сулящим негу и умиротворение.
* * *
А однажды памятники вдруг переставили. Мужчину и женщину повернули лицом друг к другу — и случилось чудо. Ева изумленно распахнула волоокие зрачки и маняще раскрыла Адаму тяжелые бабьи объятия. Их взгляды соединились поверх толпы. Все встало на свои места и обрело смысл. И стало понятно, что это не важность и самодовольство распирают грудь Адама, а забившееся в непонятном волнении большое сердце. И стало очевидно, что он безраздельно принадлежит Еве, а не надоедливым сонмам туристов. И стало физически жарко стоять в возникшем потоке их притяжения. И стало стыдно хватать его за плоть, напряженно устремленную стрелкой компаса к его первой и последней гавани.
«Да, памятники переставили. Почему? Даже не знаю», — улыбнулась мне чернокожая дама в справочной «Тайм Уорнер», вахтерша по-нашему. Может быть, бронзовые гиганты сами сделали эти невыносимо трудные шаги навстречу друг другу, снова обменяв вечность на любовь? Только люди снова развернули их по местам себе на потеху. Создатель Ботеро, заступись за творение рук своих!..
Be the first to comment on "Адам и Ева"