Почему так интересно наблюдать за лгуном и аферистом? Это я вовсе не о текущей политической коньюнктуре, как вы могли подумать, а о главном герое примечательного фильма «Джорджтаун» (Georgetown), премьера которого состоялась на 18-м международном кинофестивале Трайбека, который проходит в эти дни в Нью-Йорке и завершится 5 мая.
Тут много любопытного. Во-первых, личность режиссера и исполнителя главной роли. Это одно лицо, знакомое нам по фильмам Квентино Тарантино. Австриец Кристоф Вальц. Кто бы его знал в Америке, если бы не Тарантино, который фактически выудил его из небытия и дал ему ярчайшие роли. Один полковник СС Ланда в «Бесславных ублюдках» чего стоит.
И вот актер, которому исполнилось 62 года, стал режиссером. «Джорджтаун» – режиссерский дебют Вальца. Как говорится, лучше поздно…
Он себя знает, знает свои сильные стороны как лицедея. Роль он написал на себя с точностью микрохирурга. Любого другого актера даже представить себе в этой роли трудно.
Как пишет критик влиятельного издания Variety, «Джорджтаун» Вальца предполагает, что столичный Вашингтон стал магнитом для мошенников-мегаломаньяков задолго до того, как Дональд Трамп обесценил своим присутствием стоимость недвижимости по адресу 1600 Пенсильвания-авеню (это адрес Белого дома)».
Согласимся: власть самыми причудливыми путями привлекает к себе наиболее фальшивые и патетичные личности, которые только бродят по нашей планете.
Вальц взял за основу своего режиссерского дебюта нашумевшую в свое время статью Франклина Фойера «Худший брак в Джорджтауне», опубликованную в 2012 году. В начальных титрах он иронически предупреждает зрителя, что «фильм вовсе не обязательно основан на правде».
Его героя зовут Ульрих Мотт. Маргинал с каких-то задворков Европы, он приехал в столицу США, чтобы ее покорить, втеревшись в высшую политическую элиту. Он употребляет все свое недюжинное обаяние, чтобы заморочить голову влиятельной пожилой журналистке Эльзе. Сильно пожилой, заметим. Между ними разница лет в 30-40. Не комильфо, ох не комильфо, осуждающе шепчут гости светских раутов, следя за бурно развивающимся романом Эльзы и Ульриха.
Ванесса Редгрейв – превосходная актриса, и здесь она очень убедительно изображает сложные чувства своей героини, которая нутром понимает, что что-то в интересе к ней улыбчивого и приторно сладкого балагура-вертихвоста есть нехорошее, но не может не подпасть под его чары. При этом она рассуждает и вполне практично: ухажер – превосходный повар, он охотно занимается уборкой дома, с ним весело в общении с друзьями.
Прошу прощения, я забежал немного вперед. Сугубо платонический роман старой дамы и нестарого кавалера начался, когда ее муж еще был жив. Затем тот приказал долго жить, и Ульрих усилил марьяжную атаку на ставшую одинокой Эльзу. И вот странная пара под марш Мендельсона вступает в законный брак. Чем приводит в неописуемую ярость дочь Эльзы Аманду, профессора Гарвардского университета. Ее не менее вдохновенно играет Аннетт Бенинг. Актриса героически отказалась от каких-либо косметических ухищрений, это ее чисто возрастная роль, когда все морщины на виду. Аманда ссорится с матерью, призывая гнать Ульриха куда подальше, но мать стоит на своем – мне он нравится, и все тут.
«Молодожены» начинают давать званые обеды и приемы. Гости, представляющие высший эшелон столичного истеблишмента, поражаются мастерству Ульриха-кулинара и неутомимости его языка, который красиво плетет кружева из лжи и полуправды. Они восхищены им и называют «Лоуренсом Аравийским с блекберри». И, конечно, готовы порадеть милому европейцу в его деловых контактах.
Одна из «фенек», которую охотно про себя распускает новоявленный Растиньяк, это то, что он служил бригадным генералом в спецназе Ирака. Для каких-то важных встреч и вечерних прогулок он надевает военную «форму» с «нашивками» за боевые доблести. Правда, он не может внятно ответить на вопросы, за какие-такие доблести награжден.
Эльза придумывает ему название для его негосударственной организации и помогает организовать встречи с Джорджем Соросом и бывшим премьер-министром Франции.
Новоявленный Хлестаков добивается больших успехов на поприще выстраивания карьеры нужного человека, лоббиста-универсала, который умело торгует свежеобретенным влиянием.
Вся эта головокружительная история, сочно описанная в сценарии Дэвида Обурна, основана в общих чертах на реальной трагической истории 91-летней вашингтонской светской дамы Виолы Драт и ее мужа 54-летнего Альбрехта Мута. Они поженились в конце 80-х и купили солидный дом в Джорджтауне, респектабельном районе Вашингтона. Кончился их 22-летний брак в 2011 году, когда Мут в корыстных целях убил свою старенькую супругу. У полиции накопились документы, подтверждающие несколько эпизодов ссор между супругами, в которых Мут распускал руки.
В августе 2011 года суд установил, что Мут ударил Драт тупым предметом и задушил. Мут сам сообщил полиции о ее смерти, и чтобы отвести от себя подозрения, утверждал, что ее якобы убили иранские киллеры, которые охотились за ним. Мута арестовали менее чем через неделю после убийства. В знак протеста он провел две голодовки и пытался изображать сумасшествие, чтобы избежать суда. Судебное разбирательство заняло почти три года. Мут был приговорен к 50 годам тюрьмы.
Это я про реальную историю рассказываю. В фильме все несколько иначе. Иначе расставлены акценты, судебный процесс показан бегло, как бы впроброс.
Когда следователи спрашивают, почему супруги спали в отдельных комнатах, Ульрих дает понять, что ни разу не прикоснулся к женушке и что их брак сугубо платонический. И даже шутливо ужасается самой мысли иметь секс с 91-летней партнершей.
Особую пикантность придает истории брака Ульриха и Эльзы то, что Ульрих – гомосексуалист. И Эльза как-то застукает его с поличным. Полагаю, что ЛГБТ-сообщество вряд ли будет довольно фильмом, поскольку геем в нем представлен сугубо отрицательный персонаж.
Нужно иметь особый талант, чтобы зритель симпатизировал негодяю и аферисту, – а иначе смотреть такое кино неинтересно. Вальц-режиссер и Вальц-актер делают для этого все возможное.
Be the first to comment on "Бесславный ублюдок"