Алексей Орлов
В субботу, 24 сентября, в Вашингтоне откроется новый музей Смитсоновского института – Национальный музей африкано-американской истории и культуры. На восьми этажах (три из них подземные) посетители познакомятся с 35-ю тысячами экспонатов, так или иначе связанных с историей и культурой чернокожих американцев. Все они подарены музею частными лицами и компаниями после того, как президент Джордж Буш подписал в 2003-м году Закон о создании Национального музея африкано-американской истории и культуры. Но еще в 2005-м у музея “не было ни коллекции, ни денег, ни работников, ни места”, сказал недавно журналу “The New Yorker” Лонни Банч, назначенный в том году директором тогда еще не существовавшего музея. И Банч бросил жителям страны клич: принимаем в подарок все, что связано с историей и культурой афроамериканцев. Откликнулись на этот призыв тысячи. В 2012-м, когда началось строительство, Банч уже располагал изрядной коллекцией. Сегодня все – или почти все – уже готово к открытию, наводится последний лоск.
Один лишь перечень предметов, которые, по мнению побывавших в музее журналистов, привлекут наибольшее внимание, дает понять, главное в музее – не культура афроамериканцев, а их история. Джаз, театр, кино, спорт служат своего рода приправой к главному блюду – истории. Такой акцент понятен и объясним. После создания в 1607 году первого постоянного поселения европейцев в Северной Америке и на протяжении двух с половиной веков – до 1865 года – сотни тысяч, миллионы афроамериканцев были рабами. В последующие сто лет – до середины 60-х годов ХХ века – в южных штатах практиковались дискриминационные законы. И нет ничего удивительного, что музей делает акцент на темных страницах в истории американских негров. “Рабство и свобода” и “Защищая свободу, отстаивая свободу” – главные тематические выставки в экспозиции музея.
Но (и я сужу по многочисленным статьям о еще не открытом для широкой публики музею) о некоторых фактах из истории негров в Северной Америке посетители не узнают. На грандиозной площади музея не нашлось места экспозиции о неграх-рабовладельцах, а таких были не единицы, не сотни, а тысячи. Отсутствие такой экспозиции дает основание утверждать, что история афроамериканцев подана в новом музее в искаженном виде. Из этой истории вырвана целая глава.
Негров продавали в рабство негры! Африканские царьки и князьки устраивали набеги на соседние племена, забирали в плен мужчин, доставляли их в портовые города Западной Африки и там продавали. Живой товар грузили на испанские, португальские, голландские, английские суда и везли в рабство. Сначала – в Европу, а после открытия европейцами Нового Света – за океан. В североамериканских колониях Англии черные невольники появились много позже, чем в Южной Америке и на островах Карибского моря.
Джеймстаун – первое постоянное поселение англичан в Северной Америке – был основан в 1607 году в нынешней Вирджинии. В 1655-м здесь была зарегистрирована первая покупка свободным негром чернокожего раба. Возможно, были и более ранние покупки. Но историк Р.Хеллибертон, занимавшийся историей свободных негров в Америке, называет этот год, поскольку имеется документальное свидетельство: местный суд в колониальной Вирджинии одобрил покупку Энтони Джонсоном и его женой Мэри чернокожего Джона Кэсора. Суд подтвердил, что он продан им на всю жизнь.
Джонсон приплыл в Джеймстаун в 1619 году, приплыл в качестве “слуги по контракту” (indentured servant), обязанному служить хозяину определенный срок. В 1623-м срок контракта истек, и он стал свободным. К 165-му году Джонсон владел уже 250 акрами. Позднее прикупил еще 250. В числе тех, кто на него работал, был и “слуга по контракту” Джон Кэсор. В 1654-м, когда срок этого контракта подходил к концу, Джонсон обратился в суд с просьбой разрешить ему держать Кэсора как раба после истечения срока контракта. 8 марта 1655 года суд узаконил его просьбу..
В 1670 году колониальная ассамблея Вирджинии приняла закон, который давал неграм и индейцам право владеть рабами, но запрещал владеть белыми рабами. Этот закон позволяет предположить, что до 1670-го у негров и индейцев могли быть и белые рабы.
Свободные негры владели черными рабами во всех 13-ти североамериканских колониях Британии и затем во всех 13-ти штатах. Черные рабовладельцы были в Массачусетсе в 1724 году, в Коннектикуте – в 1783-м. В 1790 году в Мэриленде 46 афроамериканцев владели 143-мя рабами. Хеллибертон пишет, что “Нэт Батлер, чернокожий фермер в Мэриленде, регулярно покупал и продавал негров на Юг”… В штате Нью-Йорк рабовладение было запрещено в 1827 году, но перепись 1830 года зафиксировала восьмерых черных рабовладельцев в городе Нью-Йорке…
В 2005 году Нью-Йоркское историческое общество организовало двухгодичную экспозицию “Рабство в Нью-Йорке”. Выставка открыла многим ньюйоркцам глаза на прошлое города. Я часто бывал на выставке и разговаривал с посетителями. Большинство понятия не имело, что в Нью-Йорке бытовало рабство и нью-йоркский порт был одним из главных, куда доставлялись из Африки черные рабы. Когда в 1624-м году голландцы основали поселение Новый Амстердам, ставшее спустя сорок лет Нью-Йорком, оно стало одним из центров работорговли в Северной Америке. В 1624 году сюда доставили из Африки одиннадцать чернокожих мужчин. Их продали в рабство в Анголе и Конго. Об этом можно судить по их именам: Пол Д’Ангола, Симон Конго, Ассенто Ангола… Через два года – в 1628-м – в Новый Амстердам привезли из Анголы трех черных рабынь…
Нынче в самом центре нижнего Манхэттена – вблизи нью-йоркской мэрии, в окружении небоскребов, находится национальный исторический памятник: “Негритянское кладбище” – “Negroes Burial Ground”. В 17-м веке – в первые десятилетия Нового Амстердама-Нью-Йорка – это место находилось за пределами города – к северу от стены, ограждающей город. Теперь на месте этой стены находится улица Уолл-стрит. В конце 17-го века власти запретили хоронить негров в черте города. Для их погребения отвели специальную территорию. Здесь хоронили негров с 1690-го по 1794-й год.
Прошли годы, десятилетия… О бывшем негритянском кладбище давно забыли. На его месте выросли многоэтажные здания. Осенью 1991-го года экскаваторы начали рыть здесь котлован для фундамента и подземных этажей нового небоскреба и… И вскоре были обнаружены человеческие останки. Не двух-трех-четырех, а сотен и тысяч. Обнаруженными захоронениями занялись археологи и историки, которые выяснили, что когда-то здесь хоронили негров… Памятник “Негритянское кладбище” открылся 5-го октября 2007-го года – вскоре после закрытия выставки “Рабство в Нью-Йорке”.когда
Историк-афроамериканец Картер Вудсон написал в 1924-м году статью “Свободные негры – владельцы рабов в Соединенных Штатах в 1830 году”. Опираясь на данные всеамериканской переписи 1830-го года, Вудсон называет с абсолютной точностью число свободных негров и число принадлежавших им черных невольников. В Соединенных Штатах Америки было 319 599 свободных негров (13,7 проц. от общего числа негров в стране). 3776 свободных негров были рабовладельцами. Им принадлежали 12907 черных рабов.
Статья Вудсона была опубликована в 1924 году. Сомневаюсь, что такая статья могла бы быть опубликована во втором десятилетии XXI века? .
Осенью 2012 года телекомпания PBS запустила серию передач “The Root” (“Истоки”) об истории негров в Америке. Серия включала и сведения о неграх-рабовладельцах. Рассказывалось о свободных неграх, покупавших рабов с целью – облегчить им жизнь в неволе. Были, конечно, и такие черные рабовладельцы. Но таких были единицы. В своей массе свободные негры-рабовладельцы относились к своим рабам, как и рабовладельцы любой другой расы. В телесерии “The Root” были названы имена таких черных рабовладельцев: Джон Карратерс Стэнли, у которого было в Северной Каролинн 163 раба; Антаун Дебюкле и его жена Клер, владевшие в Луизиане более, чем сотней рабов; Эндрю Дернфорд – владелец сахарной плантации в Луизиане, у которого было 77 рабов.
Интересна история рабовладельца Уильяма Эллисона, рассказанная историками Майклом Джонсоном и Джеймсом Роарком в книге “Черные хозяева” (“Black Masters”), которая вышла в свет в 1984 году. Эллисон родился в 1790 году у белого отца-рабовладельца и матери-черной рабыни в городке Стейтбург в центре Южной Каролины. Отец, владевший плантацией хлопка, назвал сына Эйприл. Парнишке было 12 лет, когда отец отдал его в ученики к Уильяму Макгрейту, который изготовлял машины для очистки хлопка.Он работал у Макгрейта до 1816 года. К этому времени 26-летний раб научился всему, чему было можно. Он мог сделать любую часть машины, мог заменить изношенную деталь новой. Он ездил по вызовам к тем, кто купил хлопкоочистительную машинуу Макгрейта, если им требовался ремонтник. Он оформлял заказы и расплачивался по счетам. Зарабатывая гроши, он копил деньги. Наконец, Эллисон скопил достаточно, чтобы заплатить выкуп и стать свободным.
8 июня 1816 года Эйприл Эллисон предстал вместе со своим владельцем-отцом перед судьей. Судье следовало решить, одобрить ли просьбу рабовладельца об освобождении раба. Судья выслушивал не только рабовладельца, но и свидетелей, которые должны были сказать, достоин ли этот раб стать свободным. Эйприла знала вся округа. Он заслужил уважение своей работой. И 8 июня 26-летний Эйприл Эллисон стал свободным человеком. Но этого ему было недостаточно. Он хотел избавиться от имени Эйприл, которое выдавало в нем бывшего раба. Отец разрешил ему взять его имя – Уильям, но разрешения отца было недостаточно. И Эйприл Эллисон вновь обратился в суд. 20 июня 1820 года 30-летний свободный негр Эйприл Эллисон стал Уильямом Эллисоном. К тому времени он уже построил собственную мастерскую по изготовлению и ремонту хлопкоочистительных машин и купил двух чернокожих помощников – 26-летнего и 45-летнего.
“Превращение Эйприла из раба в рабовладельца произошло практически моментально. Почти сразу он заложил экономический фундамент своей свободы на труде рабов”, – пишут авторы книги об Уильяме Эллисоне, который стал с годами одним из богатейших и уважаемых плантаторов в южнокаролинском графстве Самтер.
Проводимые раз в десять лет переписи населения зафиксировали рост числа рабов у Эллисона: 1820-й год – 2 раба, 1830-й – 4, 1840-й – 30, 1850-й – 36, 1860-й – 63… Он владел овощной плантацией, ему принадлежала сеть магазинов… Эллисон был в графстве Самтер не единственным негром-рабовладельцем. Но ни у кого не было столько рабов, сколько у него. Эллисон умер в первый год войны Севера и Юга – 5 декабря 1861 года.
После войны, когда свободными стали все негры , те из них, кто решил заняться политикой, стали республиканцами – членами победившей партии. Сыновья Уильяма Эллисона – Генри и Уильям-младший – записались в местный Клуб Демократической партии, членами которого, кроме них, были только белые.
Экспозиция о таком афроамериканце, как Уильям Эллисон, наверняка вызвала бы интерес в любом американском историческом музее, а уж тем более в Национальном музее африкано-американской истории и культуры. Такие, как он, неотъемлемая часть американской истории и, уж тем более, истории африканоамериканской… Но неграм-рабовладельцам не нашлось места в новом музее.
Как не нашлось места и экспозиции об Американском обществе колонизации (American Colobization Society), основанном в 1816 году с целью переселения свободных негров в другую страну. Общество создало в 1821 году в Африке колонию Либерия, которая со временем стала независимой страной. В 40-е годы XIX века активным членом общества стал Авраам Линкольн, считавший, что белые и черные не могут жить бок о бок. Он не изменил своего мнения, и став президентом. В 1862 году президент Линкольн назначил пастора Джеймса Митчелла, возглавлявшего отделение Общества в Индиане, ответственным за государственные программы переселения негров… С трудом верится, но факт: аболиционистка Гарриет Бичер-Стоу, автор антирабовладельчского романа “Хижина дяди Тома”, также считала невозможным совместное – в одной стране – проживание белых и черных. Сведений об этом вы не найдете в новом музее .
В музее нашлось, разумеется, место для воинствующего аболициониста Джона Брауна, захватившего с группой вооруженных единомышленников в октябре 1859 года арсенал в вирджинском городке Харперс-Ферри. Браун намеревался раздать оружие чернокожим рабам. Морские пехотинцы захватили Брауна, вскоре он был повешен.
Эту историю посетители музея узнают. Но я ни секунды не сомневаюсь, что они не узнают, что первым, кого убил отряд Брауна в Харперс-Ферри на пути к арсеналу, был свободный негр, железнодорожник.
В музее нашлось место для такого экспоната, как наручники, которые 16 июня 2009 года полицейский города Кембридж (пригород Бостона) надел на руки профессора Гарвардского университета Генри Луиса Гейтса. Через несколько дней президент Обама назвал “тупоумием” действие полицейских, а затем устроил пивной саммит с полицейским и профессором при участии вице-президента…Вот этому событию нашлось место в Национальном музее африкано-американской истории и культуры.
Возникает вопрос: событие это – историческое или культурное? Может быть, этот вопрос задачт 24-го сентября кто-либо из первых посетителей музея?.. .
Be the first to comment on "Экспозиция, которой нет места в новом историческом музее"