Голиаф против Голиафа

Когда хотят подчеркнуть неравные силы соперников, то частенько используют ветхозаветную легенду о Давиде и Голиафе.

Но в разгоревшемся конфликте Стивена Спилберга и империи Netflix обе противоборствующие стороны – Голиафы, если оценивать их мощь и авторитет.

В чем суть конфликта?

Спилберг, патриарх Голливуда, выдающийся режиссер и продюсер, обвинил Netflix в нарушении правил, по которым фильмы выдвигаются на премию «Оскар». Напомним, что Спилберг еще и член совета попечителей премии «Оскар». Так вот Netflix, крупнейший в мире поставщик фильмов и сериалов в формате коммерческого стриминга, выпускает свою продукцию онлайн. По правилам Киноакадемии, присуждающей «Оскаров», нужно, что фильм показывался в кинотеатрах не менее одной недели, тогда он может рассматриваться в качестве номинанта. Netflix этому правилу следует, но одновременно в десятках стран делает данный фильм доступным своим подписчикам в режиме стриминга.

Это-то больше всего возмутило Спилберга. По его мнению, стриминг фильма до его кинотеатрального проката нарушает многолетнюю традицию и должен автоматически переводить его в категорию телепродукта. И, следовательно, такой фильм должен рассматриваться в качестве кандидата на телевизионную премию «Эмми», а вовсе не на кинематографическую премию «Оскар».

Камнем преткновения и одновременно пробным камнем в этом конфликте стала черно-белая лента мексиканского режиссера Альфонсо Куарона «Рома», получившая сразу три «Оскара» – за лучшую режиссуру, лучший иностранный фильм и лучшую операторскую работу. Netflix подхватил этот проект на раннем этапе, профинансировал и выступил в качестве дистрибютора и промоутера. «Рома» по меньшей мере три недели показывался в кинотеатрах, что соответствует оскаровским правилам. Но одновременно с тем, как транслировалась церемония «Оскар», фильм был доступен для стриминга во многих странах, что, как считает Спилберг, девальвирует значение награды Киноакадемии.

Мэтр Голливуда убежден, что фильмы в таком случае должны быть исключены из номинаций на «Оскара». Как сообщают осведомленные обозреватели изданий шоу-бизнеса, Спилберг пытается склонить на свою сторону руководителей Киноакадемии и принять новые правила, которые защитят «Оскары» от нашествия продукции Netflix и других гуннов нынешнего кинорынка.

Еще в марте прошлого года в одном из интервью Спилберг сказал: «Так только вы согласились на телевизионный формат, ваш фильм становится телевизионным. Если это хороший продукт, то вы достойны «Эмми», но не «Оскара». Я не думаю, что такие фильмы, показанные очень короткое время в кинотеатрах, должны рассматриваться в качестве номинантов на награды Киноакадемии».

Но далеко не все академики разделяют точку зрения Спилберга. Раздаются голоса, что мэтр тормозит прогресс своей охранительной позицией, что он не в ладах с меняющейся реальностью.

«Насколько я уважаю и почитаю Стивена как кинематографиста, настолько я понимаю, что он не улавливает чего-то важного, – говорит Стю Заким, член Киноакадемии и ветеран-рекламщик, помогавший релизу нескольких фильмов Спилберга. – Этот корабль уже отплыл».

Под отплывшим кораблем можно, в частности, подразумевать целую армию кинематографистов разных профессий, которые работают на Netflix. Стриминговый гигант, заработавший в последние годы миллиарды долларов, не кладет их в кубышку, а вливает в производство игровых и документальных фильмов и сериалов. И что характерно: продюсеры Netflix нередко подхватывают вроде бы некоммерческие проекты, которые не смогли найти обычное финансирование. В том числе фильмы авторские, интеллектуальные, артхаусные. Возьмите ту же «Рому» – типичный образец авторского кино. Большие студии такие фильмы частенько игнорируют, полагая, что на нем много не заработаешь. Раскочегарить интерес к таким полумаргинальным продуктам – дело непростое, и Netflix в данном случае сработал на славу. В раскрутку «Ромы» он вложил 50 млн долларов. Для сравнения: пиар-бюджет «Зеленой книги», получившей «Оскара» как лучший фильм года, – 5 млн долларов.

Как подчеркивают некоторые аналитики, Спилберг живет в параметрах прошлого. Кинобизнес очень изменился с 70-х годов, когда в него пришел Спилберг. Крупные голливудские фильмы выпускают гораздо меньше фильмов, чем тогда. Студии делают ставку на крупнобюджетные фэнтези-комиксы, а не на добротные драмы со звездами, как это было прежде. И Netflix для многих продюсеров и режиссеров, которые безуспешно ищут финансирование, стал своего рода ковчегом надежды.

«Как член академии я очень обеспокоен тем, что она (академия) не понимает сейсмические процессы, происходящие в индустрии развлечений, – говорит режиссер фильма «Потерянный рай» Джо Берлингер. – Короткий кинотеатральный релиз, за которым идет глобальный стриминговый релиз – это и есть то, как будет смотреть кино поколение моих дочерей».

Новую картину Берлингера «Красивый, плохой, злой» (так в России перевели название фильма Extremely Wicked, Shockingly Evil and Vile), историю зловещего маньяка Тэда Банди, Netflix купил за $9 млн долларов на фестивале в Санденсе. Как говорится, с пылу с жару.

Фактически в последние два-три года Netflix стал главным работодателем Голливуда, обогнав всех мэйджоров. На нужды собственного производства только за прошлый год он потратил примерно 13 млрд долларов. Одним из самых престижных проектов Netflix будущего сезона, несомненно, станет криминальная сага «Ирландец» режиссера Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро, Алом Пачино и Джоном Пеши в главных ролях. В декабре 2016 года продюсер этой картины мексиканец Гастон Павлович говорил мне в интервью об огромных сложностях производства такого проекта и о важности своевременной финансовой поддержки.

Стриминг, в том числе и на мобильных носителях, как к нему не относись, – веление времени. На пятки Netflix наступает Amazon. Недавно объявлено, что такие крупные игроки кинорынка, как Disney и WarnerMedia, в ближайшие месяцы запускают собственные стриминговые платформы.

В официальном заявлении Netflix, сделанном в ответ на выпады Спилберга,  говорится: «Мы любим кино. А вот еще что мы любим: помочь людям, которые не могут позволить себе поход в кино или у них в округе просто нет кинотеатров. Дать возможность всем смотреть новые релизы одновременно, а кинематографистам дать больше возможностей снимать качественное кино».

Как заметил один комментатор, «Спилберг ввязался в проигранную битву, но это благородная битва».

Be the first to comment on "Голиаф против Голиафа"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.