Мы знакомы много лет. Встречаемся изредка на всяких культурных событиях, раскланиваемся, обмениваемся парой дежурных фраз. У него красивое имя Питер фон Берг. И располагающая улыбка. Вы его могли видеть в кино. Он играет русских в голливудских боевиках и телесериалах. Из известных – «Американцы» и «Карточный домик». Роли небольшие, эпизодические. Одна из важных ролей, которой Питер дорожит, – «Изгой» с Томом Хэнксом, когда он для съемок впервые попал в Москву.
Но мы встретились на кофе в Манхэттене не по поводу его американских ролей. Недавно 70-летний Питер фон Берг сыграл в российском фильме совсем иного калибра и назначения. Что меня, не скрою, поразило.
Дело вот в чем. Питер фон Берг поехал на Донбасс, в зону, контролируемую пророссийскими сепаратистами. Его пригласили в качестве ведущего в российский документальный фильм «Нью-Йорк – Донецк и обратно». Я посмотрел его онлайн – случайно, потому что искал «Донбасс» Сергея Лозницы, а коварный русский интернет вместо него предложил мне эту, скажу сразу и без обиняков, кремлевскую агитку. Питер предстает в ней в образе любознательного почетного заморского гостя, которому радушные хозяева все показывают и все рассказывают. Ну все как есть.
Его подставляют в кадр с главой «Донецкой Народной Республики» (далее ДНР) Захарченко, с «министром экономики» Тимофеевым, с идеологом-политологом Казаковым, который называет ДНР «Кубой русского мира». Ему втолковывают, что это украинцы развязали войну, что это они, уголовники-бандеровцы и фашисты, стреляют по жилым кварталам и церквям, а что ДНР, напротив, выступает «на стороне света и добра», милосердно обращается с пленными, лечит их, строит плановую социалистическую экономику и мечтает о мирном будущем.
«Это была какая-то фантастика, я ничего этого не ожидал, – рассказал мне Питер. – У меня есть друг Джулиан Лоуэнфельд, да вы его, конечно, знаете по Нью-Йорку, вот он меня познакомил с Александром Коробко, режиссером фильма. Летом прошлого года Александр пригласил меня в молодежный лагерь «Таврида» на встречу с юными актерами, чтобы я рассказал им об американском кино и театре. Мы ездили по Крыму, смотрели, купались в Черном море. Это было замечательно! Александр сказал мне: приезжай на Донбасс. Я ему: ты что, с ума сошел, это же военная зона, там опасно. Нет, сказал он, я хочу тебе показать, что люди в Донецке живут нормальной жизнью, и я гарантирую, что ты не будешь в опасности. Но я ничего не знаю, что там происходит, возразил я. Вот это и хорошо, сказал Александр, задавай наивные вопросы».
Актер говорит, что все происходило спонтанно, в импровизационном ключе. Поехали, с тобой хочет встретиться президент, поехали, ты дашь мастер-класс в театре. И так далее.
Питер, говорю я, вы отдавали себе отчет, что в фильме представлен очень односторонний и предвзятый взгляд на конфликт, что вас просто использовали для российской пропаганды, что вам выстроили «потемкинские деревни»?
Напоминаю ему известные факты сталинской эпохи, когда видным западным писателям, деятелям культуры, приезжавшим в СССР, показывали чистый фейк и врали самым наглым образом. Пропаганда во многих случаях срабатывала (случай с Андре Жидом – скорее исключение), и гости взахлеб пели дифирамбы Сталину и социализму.
Так и вы, Питер, говорю я, как человек интеллигентный, учтивый и мягкий, оказались идеальным материалом для пропаганды. Вы не задаете в кадре трудные вопросы. Вы очень выгодный и ценный для них ведущий. Это и есть главная суть фильма – вам методично вешают лапшу на уши, а вы сочувственно и понимающе киваете. Как бы ставите печать подлинности. Что авторам агитки и требуется.
Наша беседа постепенно превращалась в спор, и ничего с этим поделать было невозможно.
Питер: На Западе фигурирует только проукраинская точка зрения, дескать, украинцы – борцы за свободу, а против них воюют русские оккупанты. Надо же, чтобы и другую сторону кто-то преподнес Западу. В моих репликах есть важные оговорки: «Как мне сказали… как отмечают ополченцы… как утверждает такой-то…». И во время работы над окончательным текстом я настаивал на этих оговорках. В фильме звучит не моя точка зрения, а моих собеседников. То, что украинцы фашисты, подтверждает то, что у них в отдельных воинских частях в ходу нацистская символика. А Крым подарил Украине Хрущев, все люди в Крыму хотят жить в России… Украина запретила русский язык…. А Майдан – дело рук ЦРУ.
Я: Почему вы так уверенно повторяете перлы антиукраинской пропаганды? Вы задумывались, почему ДНР не признало ни одно государство в мире, кроме, кажется, Южной Осетии, легитимность которой тоже под вопросом? Вы знаете о существовании Будапештского меморандума, про гарантии неприкосновенности границ, про международное право? Что касается Крыма, то там сейчас повсеместно нарушаются права крымских татар.
Когда я привел Питеру замечательные перлы из фильма: «Если бы Россия не продала Аляску и Форт-Росс, кто знает, каким был бы мир», и еще «Донецк это Форт-Росс нашего времени», он отмахнулся – «они шутили». Хороши шуточки.
«Мы целый день пили водку с Захарченко, – вспоминает актер. – Я заступился за черных и геев. Курили они так, что я чуть не умер. И слушают страшный тяжелый рок. Я ругал Трампа, они были очень удивлены. Как на Марс попал».
Конечно, приятно, когда «на Марсе» тебя узнают, просят автографы. «Здесь (в Америке) никто меня на улице не узнает», – замечает Питер.
У него интересная семейная история. Папа, русский из Харькова, художник. Мама родилась в Москве в аристократической семье, отсюда «фон Берг», выросла в Берлине. Мать с отцом приехали в США из Германии как «перемещенные лица» в 1950 году. Питеру было три года. В 1969 году он окончил Фордэм-колледж по специальности русский язык и литература. В кино попал через театр. Занимался в актерской студии. «Шекспир – моя первая и всегдашняя любовь», – говорит он.
Уже после нашей встречи я увидел на YouTube, что Питер озвучил видео, в котором вина за сбитый малайзийский лайнер возлагалась на правительство Украины. Причем позирует он в тишортке с надписью «Крым наш».
Так что не удивлюсь, если Стивен Сигал, на днях назначенный МИДом России рулить американо-российской публичной дипломатией, возьмет себе в команду нью-йоркского «крымнашевца» Питера фон Берга.
Be the first to comment on "Как актер из «Карточного домика» попал на Марс"