Копы против Тарантино

aronovПолицейские в Соединенных Штатах Америки призывают соотечественников бойкотировать выходящий в конце декабря новый фильм известного режиссера Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка».

Блюстители порядка возмущены заявлением, который этот enfant terrible Голливуда сделал в октябре на состоявшемся в Нью-Йорке митинге протеста против, согласно заявлениям организаторов, сохраняющегося в правоохранительных органах расизма, жертвами которого становятся представители меньшинств, в первую очередь, – афроамериканцы. Громкие скандалы Тарантино не в новинку, но прежде они затрагивали только его творчество, а не общественную деятельность.

В свое время Квентина Тарантино изрядно критиковали за использование в своих фильмах оскорбительных расистских эпитетов, за аморальность и прославление насилия. На сей раз его ругают за слова, осуждающие кровопролитие.

2014 и 2015 годы были «богатыми» на летальные столкновения полицейских с представителями афроамериканского населения. Дважды подобные инциденты, в Фергюсоне и Балтиморе, перерастали в массовые беспорядки, поставившие оба города на грань анархии. В ходе протестов в стране родилось движение Black Lives Matter, или «Жизнь чернокожих имеет значение». Собственно именно из-за этого и случился конфликт с полицейскими. На многолюдный митинг и шествие, организованные движением в Нью-Йорке, из Калифорнии прилетел Тарантино и выступил перед собравшимися очень эмоционально.

– Почему я здесь, да потому что я человек, у которого есть совесть. Когда я вижу, что убивают невинных, я не могу оставаться безучастным. Я на их стороне. У меня нет выбора: я обязан назвать убитых убитыми, а убийц — убийцами, – заявил он

На эти обвинения мгновенно откликнулись полицейские по всей стране от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Они призвали бойкотировать фильмы режиссера, а на днях к этим призывам бойкотировать новый фильм Тарантино присоединились работники пограничной службы. Почему? Да потому, что утверждения Тарантино насчет расизма в органах правопорядка, во-первых, не соответствуют действительности, заявляют правоохранители. Во-вторых, они провоцируют маньяков на реальные убийства полицейских. В-третьих, такие голословные обвинения вызывают у стражей порядка опасное желание перестраховаться и не вмешиваться в ситуации, связанные с повышенным риском применения силы.

В движении Black Lives Matter есть личности достаточно одиозные, такие, как леворадикальный идеолог Корнэл Вест или феминистка Ив Энцлер, драматург, автор скандальной пьесы «Монологи вагины», и представители вполне мейнстримовского шоу-бизнеса, например, певцы Бейонсе и Джей Зи, которые вносили денежные залоги за арестованных участников протестов в Фергюсоне и Балтиморе. Две звезды НБА Леброн Джеймс и Коби Брайн как-то вышли на разминку перед игрой в майках с надписью I can’t breathe, «Я не могу дышать»; эти слова повторял нью-йоркец Эрик Гарнер, скончавшийся при аресте от удушья. Несмотря на обилие знаменитостей, так или иначе причастных к движению, полицейские сосредоточили весь свой гнев на разовой акции Квентина Тарантино. Почему же именно он? Вот что считает обозреватель еженедельника The Weekly Standard Филип Терзиан.

Мы имеем дело с коллизией двух культур: одну представляют прогрессист, человек типично левых взглядов, известный голливудский кинорежиссер, выступивший на митинге к осуждением копов за предполагаемый расизм, другую — комиссар полиции Нью-Йорка, его коллеги во многих крупных городах и их подчиненные. В самой коллизии, как мне представляется, никакой свежей интриги нет. Интригу составляет на сегодня вопрос: принесет ли Тарантино извинение полицейским за излишнюю резкость, на чем настаивают его критики, в том числе все нью-йоркские таблоиды? Известный голливудский продюсер Харви Вайнштейн, финансировавший работу над «Омерзительной восьмеркой», рассчитывает хорошо заработать на фильме Тарантино. И, по слухам, просит режиссера сделать примирительный жест, коль скоро есть хоть какая-то надежда, что это поможет уберечь кассовые сборы. При всем моем уважении к деловому гению продюсера я не думаю, что подобный шаг возымеет желаемый эффект. Тарантино — взрослый человек, и я нисколько не сомневаюсь, что он убежден в том, что американские полицейские — махровые расисты. За язык его не тянули, он добровольно примкнул к протестной акции в Нью-Йорке. Насколько нам известно, Тарантино ни разу не становился жертвой полицейского произвола. Он просто решил заработать немного паблисити на своих убеждениях. Поэтому никто, включая саму полицию, не поверит в подлинность его раскаяния. Это будет выглядеть так, что он просто прогнулся перед меркантильными доводами бизнесмена. Не могу взять в толк, зачем унижаться до совершенно бессмысленного поступка?

Квентин Тарантино эстетизирует насилие в своих фильмах, в которых даже преступники изображены с известной долей симпатии; реальное же насилие, видимо, представляется ему слишком вульгарным и заслуживающим порицания?

На это, я уверен, он возразит, что насилие в кино и насилие в реальной жизни — это две совершенно разные вещи. И что в реальной жизни убийства, которые он осуждает, не имеют никакого оправдания. Что их совершают неисправимые злодеи. По-моему, Тарантино как-то сказал, что подобно тому, как архитектурные элементы в картинах Тинторетто не делают его архитектором, так и изображение насилия в фильмах, которые он снимает, не делают его апологетом криминала. Иными словами, он — творец, которым движет только художественное чутье; за то, как его творения воспринимает аудитория, он не отвечает.

Фильм «Омерзительная восьмерка», изобилующий насилием, выходит на экраны в день Рождества. Это тоже, по идее, коллизия двух культур?

На эту коллизию никто не обратит внимания, поскольку и День благодарения, и Рождество в Америке уже давно религиозные праздники всего на процентов десять, а на девяносто — коммерческие. Исключительно высокой духовной пищей свободное время не заполнить. Приходится прибегать к продуктам массовой культуры, включая кино, которые в эти дни потребляется в огромных количествах. Выход фильма в Рождество отражает эти реалии, не имеющие ничего общего с исходным смыслом праздника.

Циники в Голливуде предсказывают, что скандал только подогреет интерес к фильму Тарантино.

Полицейские, допустим, будут стопроцентно бойкотировать фильм, но они даже вкупе с родственниками и ближайшими друзьями не образуют весомого сегмента зрительской аудитории в Америке. Больший эффект, по-моему, произведет отказ полицейских работать сверхурочно или вневедомственно на таких участках, как регулирование движения вблизи кинотеатров, где будет демонстрироваться фильм, обеспечивать порядок в районе лос-анджелеского зала, где состоится премьера, на которой должен присуствовать автор, или оказывать Тарантино в будущем технико-консалтинговые услуги. Но полиция американцам не указ, и ее бойкот нисколько не остановит соотечественников, которым нравится то, что делает Квентин Тарантино.

Вы прогнозируете, что вся эта полемика «сдуется» в самое ближайшее время?

– Вспомните фурор, который в свое время вызвали сексуальные скандалы Романа Полянского или Вуди Аллена. Некоторые люди были настолько возмущены их поведением, что сознательно бойкотировали фильмы, которые они делали. Бойкот этот, однако, не вызвал даже легкой ряби на глади коммерческого промысла. Сексуальные пуристы не ходят на фильмы Полянского или Аллена, как радетели полиции и сами полицейские вряд ли массово посещают фильмы Тарантино. А те, кто любят Тарантино, я подозреваю, не очень жалуют полицию.

Если казус Тарантино скоротечен, то что по поводу движения Black Lives Matter?

Оно, конечно, более значимо, чем разовое соприкосновение с ним Квентина Тарантино, но и влияния этого движения я бы не стал преувеличивать. Борьба за гражданские права в Соединенных Штатах на современном этапе началась в конце 50-х годов прошлого века, в течение считанных лет, к середине 60-х, когда произошла тотальная расовая десегрегация американского общества, она достигла своего апогея, и вот уже без малого полвека пребывает, я бы сказал, в подвешенном состоянии, выискивая для себя все новые и новые области применения. Безотносительно к тому, насколько эти новые проблемы серьезны или даже реальны, а не выдуманы. Остаточные расовые предрассудки в органах правопорядка в Америке сегодня ничто в сравнении с куда более весомыми причинами существующей криминогенной обстановки в районах проживания чернокожего населения. Но участники движения Black Lives Matter и горстка знаменитостей на левом фланге политического спектра, которые к ним примыкают, разумеется, не воспринимают эти причины как базисные. Большинство деятелей шоу-бизнеса разделяют взгляды своих ангажированных коллег, хотя сосредоточены на делании денег и конфронтацонных ситуаций стараются избегать. Поэтому когда Тарантино столкнулся с такой отрицательной реакцией на свои слова, то, я уверен, был немало удивлен, поскольку в Голливуде подобные взгляды считаются абсолютно в норме вещей.

Be the first to comment on "Копы против Тарантино"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.