В картину нельзя было не влюбиться, и Доменико и Элеонора Де Соль влюбились, да так, что приобрели искусную подделку работы Марка Ротко, приняв ее за подлинник. Причем, у картины «нарисовалась» весьма романтическая история. Как рассказала супругам Энн Фридман, уважаемый в то время президент Knoedler & Co., компании, основанной еще в 1846, а также владелица одной из старейших галерей Манхэттена, она прежде была частью коллекции какого-то загадочного швейцарца, унаследовавшего огромное состояние. Его отец, типа, путешествуя по миру, прикупил шедевр прямо у восходящих звезд артистического бомонда в 50-х гг. Фридман добавила, что картина, с характерными для стиля Марка Ротко прямоугольниками, была на много лет потеряна для знатоков из мира искусства.
Короче, работа Ротко, обошедшаяся Доменико и Элеоноре в $8,3 млн, стала самой дорогой в коллекции председателя Tom Ford International и его гражданской жены. Один источник тогда назвал их приобретение довольно удачной сделкой: накануне, на аукционе Сотбис другая картина Марка Ротко «ушла» за $ 17.368000! Галерея Knoedler представила гарантию “подлинности”, и гордые супруги повесили шедевр Ротко «Без названия», 1956 г., на стену в своем роскошном особняке Hilton Head, SC. Это произошло в ноябре 2004 г.
А в 2011 г. Доменико в ярости сорвал «шедевр» со стены: выяснилось, что никакого швейцарского наследника не было, картина – подделка, а супруги – не единственные, на ком «нагрели» руки мошенники от искусства.
С 1994 до 2009 гг, Knoedler & Co. правда, как говорит следствие, несознательно – продала 31 фиктивную картину. Заработав на этом около $80 млн. Люк Никас, адвокат Фридман, утверждает, что между 1994 и 2008 гг. она получила $10-12 млн. Магнаты и законодатели мод – все поголовно, считали, что они приобретали произведения таких абстрактных экспрессионистов, как Джексон Поллок, Роберт Мотеруэлл и Вилем де Кунинг. Скандал обрушился на галерею Knoedler, вынудив владельцев закрыть свои двери, в ноябре 2011 г. И вот в феврале 2016 г. окружной суд США рассматривает дело владелицы Knoedler и галереи, пытаясь докопаться до истины, действительно ли не знала Фридман, что проданное супругам Де Соль полотно было подделкой.
Роберт Уитман, бывший старший следователь ФБР по преступлениям в сфере искусства, озвучил цифру в $6 млрд в год – именно такую сумму составляют все подделки, аферы и фальшивки в мире искусства, продаваемые в качестве подлинников.
Фантастический взлет Knoedler, замешенный на мошенничестве, начался в начале 1990-х на улицах Манхэттена. Вот где бывший официант из Испании, Хосе Карлос Диас Бергантиньос, встретил китайского художника, торговавшего своими полотнами прямо на тротуаре. Бергантиньос «подъехал» к Пей-Шень Цяню с интересным предложением: дескать, у него есть друзья, которые хотели бы иметь у себя произведения уважаемых художников, но в силу скромности своих кошельков, не могут позволить себе покупать подлинники. Может ли Пей-Шень дублировать картины для них? Бергантиньос предложил платить по $500 за экземпляр. И китайский художник оказался и впрямь мастером своего дела: за исключением некоторых описок – например, неправильного написания имени Поллока, картины оказались удивительно добротно перерисованными. “Бергантиньос «старил» картины с помощью чая, – утверждает адвокат Фридман, Люк Никас. – А затем отдавал «шедевры» Глафире Росалес”. Эта самая Росалес, с таким редким даже для России русским именем Глафира, была подружкой Хосе и начинающим артдилером на Лонг-Айленде. В 1997 году Росалес «нарисовалась» в Knoedler & Co. с «неизвестной», по ее словам, работой Ротко. Именно она рассказала историю о швейцарском наследнике, которая – за отсутствием доказательств происхождения картины, проливала мутный, но романтический свет на ее создание, вместо полагающихся в таких случаях бумаг, доказывающих подлинность картины. Затем утерянные шедевры от Ротко пошли бурным потоком. По общему признанию, Росалес за эти годы обнаружила более 60 таких вот потерянных произведений Ротко и других модных художников, и предоставила их для продажи как арт-дилеру Джулиану Вайсману, так и в Knoedler. “Все они, – говорит Никас, – принадлежат кисти китайского рисовальщика, все эти годы неустанно копировавшего востребованные полотна знаменитых художников в своей студии в Квинсе».
Когда же Пей-Шень обнаружил, что его полотна продаются за миллионы долларов, говорит Никас, он поднял цену до $5000 за полотно. При этом Бергантиньос и Глафира заработали на его картинах $30 млн. Очевидно, Пэй-Шень не умел торговаться.
Адвокат Фридман утверждает, что его подзащитная – такая же жертва, как и Доменико и Элеонора Де Соль, ибо Фридман была свято уверена, что продаваемые ею картины – подлинники, и ее деятельность была легитимной. Адвокат же супругов Де Соль, Грегори А. Кларик, имеет серьезные основания в этом сомневаться. “Самая большая проблема заключается в том, что Росалес, с завидным постоянством продолжала появляться в Knoedler все с новыми, неизвестными работами, которые с таким же постоянством никогда не сопровождались какими бы то ни было документами. Как за столько лет можно было не понять, что работы – подделка!” – говорит он. “Это слишком хорошо, чтобы быть правдой, – я имею в виду этого мнимого наследника, продавшего 31 неизвестный шедевр величайших художников по их рыночной цене! Такое иногда случается, но 31 работа, созданная как бы вне студии и неизвестная даже искусствоведам, это все равно как выиграть в лотерею 31 раз подряд!» Грегори говорит, что сотрудники Knoedler между собой называли швейцарского наследника секретным Сантой; в среде их обеспеченных покупателей он был известен как мистер X-младший.
Первый гром прогремел еще в 2003 году, после того, как одна картина псевдо-Поллока, «обнаруженная» Росалес, была признана подделкой некоммерческой организацией International Foundation for Art Research. Этот инцидент закончился по-тихому: Knoedler вернула покупателю $2 млн. Но даже после этого фиаско, Фридман продолжала свой опасный бизнес с Росалес.

«Шедевры» от китайского мастера: Пей-Шень Цянь создал этого фальшивого Джексона Поллока. Photo: ABC News
Окончательно все развалилось в 2011 году, когда лондонский хедж-спонсор Пьер Лагранж подал иск на более $17 млн, которые он потратил на картину Поллока, пришедшую от Росалес и проданную Knoedler. Аукционы Кристи и Сотбис отказались брать ее, а эксперты отмечали, что обнаружили слишком несвойственные для Поллока цвета и оттенки. На следующий день после этого откровения, галерея Knoedler закрылась. Заинтересованные покупатели забеспокоились и начали искать экспертов, которые бы подтвердили легитимность работ, которые они приобрели. Knoedler стояла на своем: обвинения в мошенничестве – необоснованные и безответственные, это де банальная инсинуация и происки врагов.
В течение последующих четырех лет ряд жертв мошеннической схемы (в том числе Лагранж) «разбирались» в случившемся, так сказать, в частном порядке. Де Соль – первые «нагретые» покупатели, решившие довести свое дело до суда. Победа может принести им до $25 млн. Грегори Кларик считает, что большинство коллекционеров в случае обмана не рвутся афишировать скандалы и закрывают глаза на подлог. “Если у вас есть коллекция стоимостью $50 млн, – говорит он, – вы не хотите, чтобы одна картина бросала тень на подлинность всех остальных”.
Даже если учесть, что Де Соль был назначен председателем аукциона Сотбис в 2015 году и, по-видимому, является экспертом, подчеркивает Кларик, то, что он стал жертвой мошенников, говорит о многом. И сами работы были довольно симпатичными, и Knoedler и Энн Фридман имели безупречную репутацию. Люди верили им. Обманутыми оказались даже кураторы из Национальной галереи искусств и музея Гуггенхайма, позаимствовавшие для выставки подделки от Росалес.
Тем временем выявляются и подтверждаются все новые факты преступной схемы. Росалес раскололась; после признания себя виновной по девяти пунктам, которые включают мошенничество и отмывание денег, она согласилась сотрудничать со следствием и ожидает приговора. Ее бойфренд Бергантиньос был арестован в Испании и остается там. Пей-Шень, блестяще подделавший работы самых прославленных художников 20-го века, пока что на свободе и скрывается где-то в Китае. Фридман в настоящее время владеет собственной одноименной галерей на Верхнем Ист-Сайде, первая выставка в которой состоялась в 2011 году. В то время как на веб-сайте FreedmanArt вы не найдете ни Ротко, ни Поллока, галерея тем не менее демонстрирует работы бывшего стойкого приверженца Knoedler, Фрэнка Стелла.
В плане того, как такое мошенничество могло успешно продолжаться, причем, так долго, Джадд Гроссман, адвокат, специализирующийся на мошенничестве в искусстве, объясняет это особенностями закрытого для посторонних мира искусства. “В отличие от любого другого рынка, где крупные суммы денег переходят из рук в руки, арт-рынок является нерегулируемым, – говорит он. – Поэтому там легче запустить незаконную схему и поживиться на подделках». «Скандал с Knoedler – не первый скандал такого рода, и, конечно, увы, он не будет последним», – подытожил Гроссман.
По материалам NY Post
Be the first to comment on "Миллионы на подделках"