Мюзикл “Гамильтон” и его недруги

Фото: www.nytimes.com

Алексей Орлов

orlovВ нью-йоркском театре Ричарда Роджерса  только 1139 мест для  зрителей, но если бы зал вмещал даже в несколько раз больше,  то все равно заполнялся бы в эти дни до отказа.  Билеты на мюзикл “Гамильтон”  проданы на много недель вперед. Каждый вечер перед театром, который  находится в Манхэттене на 46-й стрит – между Бродвеем и Восьмой авеню – выстраиваются  оптимисты,  надеющиеся купить “лишний билетик”.  Если вам повезет, приготовьтесь расстаться с парой сотен – а чаще  и большей суммой  – долларов.  Дорого? Вероятно. Через пару лет будет дешевле. Голливуд сделает фильм, что многократно случалось с бродвейскими мюзиклами,  и вы посмотрите “Гамильтон” в кино…

Ныне  “Гамильтон” – хит из таких, какими не часто радует  Бродвей.  Мюзикл   рекламируют  повсюду,  даже на корпусах нью-йоркских автобусов, хотя он вряд ли нуждается в рекламе. Наверное, трудно  отыскать в  Манхэттене офис, в котором  не обсуждался бы спектакль.  Песни из  мюзикла – все  в стиле рэп – уже распевают нью-йоркские школьники, большинство которых еще совсем недавно понятия не имели об Александре Гамильтоне.  Однако  кое-кому популярность мюзикла внушает тревогу.

“Изумительная театральная постановка, но меня беспокоит, что зрители воспринимают происходящее на сцене как часть истории”, – сказала газете “New York Times” Лира Монтейро, помощница профессора истории Университета Ратгерса.  Еще более откровенно говорила профессор Монтейро  в интервью интернетскому журналу “Slate”.  Признав, что спектакль  способен вызвать у школьников  интерес к истории революционной эры, она сказала:  “Меня мало беспокоят исторические детали. Меня гораздо больше волнует то, как мы рассказываем о прошлом страны…”   То, как представляет прошлое нашей страны мюзикл “Гамильтон”, ее  абсолютно не устраивает. Перед тем, как ответить на  вопрос “почему”, обратимся к “историческим деталям” – биографии Гамильтона.

Гамильтон родился у матери-одиночки на карибском острове Невис в 1755-м (или 57-м) году. В 1772-м  он сошел на американский берег.  За один год закончил школу в Нью-Джерси,  за два года Королевский колледж (ныне Колумбийский университет) в Нью-Йорке.  В 1776 году Гамильтон возглавил отряд  нью-йоркских ополченцев, и в следующем году командующий армией повстанцев Джордж Вашингтон взял его в свой штаб. В 1781-м  Гамильтон геройски проявил себя в сражении при Йорктауане, которое практически решило исход войны с Англией.  В 1787-м он был в числе организаторов  в Филадельфии Конституционного Конвента, и после Конвента вместе с Джеймсом Мэдисоном (будущим четвертым президентом США) и  Джоном Джеем (будущим первым председателем Верховного суда) написал 85 эссе, в которых толковалась принятая  в Филадельфии Конституция. Эти эссе (Гамильтон был автором 51-го) составили сборник “Федералист”, который и по сей день остается образцом философской мысли. В 1789 году президент Вашингтон назначил Гамильтона министром финансов, и ему принадлежала  главная роль в создании современной банковской системы…В 1804 году Гамильтон был смертельно ранен на дуэли вице-президентом США Аароном Берром.  Он не дожил до 50-ти.

Такова вкратце биография  этого человека. Биография – удивительная. Гамильтон был единственным эмигрантом среди отцов-основателей и, в отличие от всех остальных,  родился и рос  в бедности. Казалось бы,  его биографию следует знать в Америке – стране эмигранов –  каждому со школьной скамьи.  Но  Гамильтону  долго не везло с  биографами.

Гамильтон был мастером  по производству личных врагов  среди политиков.  Он представлял будущее Америки не так, как  госсекретарь Томас Джефферсон, который  был  вместе с  ним в первом кабинете министров администрации Вашингтона. Джефферсон видел Америку аграрной страной, в которой ведущая роль принадлежит фермерам, и он считал, что власть федерального правительства должна быть  ограничена  до минимума.  Гамильтон же видел Америку прежде всего промышленной страной, причем с более сильной, чем хотелось Джефферсону, центральной властью. Гамильтон основал партию федералистов, и она стала врагом джефферсониевских республиканцев.

Отношения Гамильтона с однопартийцем  Джоном Адамсом, вице-президентом в администрации Вашингтона и вторым президентом США,    были порваны – по вине того и другого. Адамс публично назвал  родившегося у матери-одиночки Гамильтона “ублюдком”.

Гамильтон умер, и скоро о нем забыли.  В Белом доме друг друга сменяли последователи Джефферсона: сначала Мэдисон, за ним – Джеймс Монро… Вскоре пост президента занял  джефферсонианец Эндрю Джексон  Все они не жаловали  Гамильтона.  Как  и историки… Профессор истории Гарвардского университета Генри Адамс – правнук второго президента Джона Адамса и внук  Джона Куинси Адамса, шестого президента,- был плодовитым автором, писал книги по истории США,  в частности –  девятитомную историю  администраций Джефферсона и Мэдисона. У него не нашлось добрых слов о Гамильтоне, которого не выносил его прадед…

Гамильтон был возвращен из небытия в конце XIX века, а когда  Теодор Рузвельт стал в 1901 году президентом,  Гамильтону  вернули статус одного из отцов-основателей США. ..  В последние же годы – с началом XXI  века – биографии Гамильтона выходят едва ли не ежегодно.  Наиболее полная,  написанная Роном Черноу,   вышла в свет в 2004-м.  Она-то и послужила основой мюзикла “Гамильтон”.

Летом 2007-го года Лин-Мануэль Миранда, композитор, поэт и режиссер, собирался в отпуск  и перед полетом купил в книжной лавке аэропорта книгу Черноу.  Прочитав  ее,  он уже знал: Гамильтон – герой его следующего мюзикла… И мюзикл удался на славу.  Он уже получил невероятное  число премий, только одних “Тони” (за достижение в театральном искусстве)  – 13. И сколько еще впереди!..  Ну, а теперь вернемся к вопросу, почему  госпожа Монтейро, помощница профессора истории  нью-джерсийского Университета Ратгерса, не скрывает беспокойства в связи с популярностью  “Гамильтона”.

Монтейро объяснила:  мюзикл знакомит “юных  негров и латиноамериканцев” (на ее языке: “black and brown youth”) с историей в искаженном виде. То есть не делает акцента на том, что многие герои  спектакля – в частности,  Вашингтон, Джеффрсон и Мэдисон – были рабовладельцами. Она уверена, что школьникам следует знать, что  “отцы-основатели хотели  создать страну не такой, в какой мы сегодня живем”.  Они, сказала госпожа Монтейро сайту “Slate” об отцах-основателях, “не считали, что жизнь черных хоть чего-то стоит”. Иными словами, они не поддержали бы движение “the black lives matter”.

Столь же откровенен был профессор Принстонского университета Шон Вилентц. “На фоне политики 2016-го года  спектакль кажется диссонансом”, – сказал он  газете “New York Times”, добавив, что в современной Америке Гамильтон защищал бы интересы не 99-ти процентов американцев, а интересы одного процента богатеев.  Иными словами, как раз против таких типов, как Гамильтон,  выступают милые сердцу профессора участники движения “Оккупируй Уолл-стрит!”.

Дэвид Уолдстрейчер, историк  Центра выпускников Городского университета Нью-Йорка,  поведал этой же газете, что спектакль  стал частью “феномена безудержного восхваления отцов-основателей”.   Профессор, в частности, заметил, что создатели мюзикла “многое простили Гамильтону”.   Что именно “простили”, ответила  профессор истории и правоведения Гарвардского университета Анетт Гордон-Рид.  Гамильтон изображен в спектакле  как “убежденный на протяжении всей своей жизни аболиционист”, но он  таковым не был. Да, конечно, Гамильтон выступал против рабовладения. Да, конечно, он был основателем нью-йоркского общества, выступавшего за предоставление рабам свободы. Но  ведь в семье его жены  Элизабет Скайлер были черные рабы,  а  Лин-Мануэль Миранда счел возможным  скрыть этот факт от зрителей.

Профессор Гордон-Рид  уверена, что зрителей вводит в заблуждение состав исполнителей. Все актеры  – либо афроамериканцы, либо  латинос. У зрителей может – должно – создастся впечатление, что у таких “белых” просто-напросто не могло быть рабов. “Представьте  ‘Гамильтон’ с белыми актерами!  Сохранилось бы радужное восприятие эпохи основания страны?”- спрашивает она, будучи уверенной, что если бы в мюзикле были заняты исключительно белые актеры, то и воспринимался бы спектакль иначе.

“Чудовищное непонимание спектакля”, – так охарактеризовал критику мюзикла  названными выше историками Рон Черноу, автор биографии Гамильтона. К  его словам ничего не надо добавлять. Выражу лишь сожаление, что такие историки, как  Лира Монтейро, Шон Виленц и Анетт Гордон-Рид  учат истории наших детей и внуков. Надо ли удивляться, что их ученики  и ученики подобных им учителей поддерживают в нынешней избирательной кампании  социалиста Берни Сандерса?

К счастью, далеко не все согласны с  мнением этих историков о мюзикле “Гамильтон”.  Институт американской истории, носящий имя его создателей нью-йоркских  филантропов Ричарда Гилдера и Льюиса Лермана,  разработал  основанный на спектакле специальный  исторический курс для учеников нью-йоркских городских (public) школ. Фонд Рокфеллера обязался  оплатить билеты в театр  школьникам из малообеспеченных семей.  Может быть, кого-то из этих ребят  мюзикл “Гамильтон” заставит заинтересоваться  историей своей страны?

Подавляющее большинство юных американцев историю  Америки не знает. Кто виноват? Бесполезно тыкать в кого-то пальцем. Важнее – сделать что-то, чтобы привлечь у юных интерес  к истории. Главная роль принадлежит, на мой взгляд, пишущим и любящим историю людям.

В 2013-м году Раш Лимбо сделал шаг в нужном направлении. Радиошоумен, трехчасовую ежедневную передачу которого слушают с понедельника по пятницу в общей сложности 15 миллионов американцев,  написал  детскую книгу “Раш Ревир и отважные пилигримы” (“Rush Revere and the Brave Pilgrims’).  Лимбо заменил свою фамилию на Ревир – в честь легендарного ювелира Пола Ревира, который, как явствует из легенды, в апреле  1775-г года предупредил повстанцев в бостонских пригородах  Лексингон и Конкорд о приближении к их позициям английских солдат.   Об этом и поэма Генри Лонгфелло, которую в XIX веке  учили наизусть в школах, но сегодня в  школах не учат… Книгой Раша Лимбо зачитываются  ученики начальных классов. Автор получил премию за лучшую детскую книгу года.

На “отважных пилигримах”  Лимбо не остановился.  В 2014-м году он опубликовал книгу “Раш Ревир и первые патриоты”. В том же году он написал  еще одну книгу для детей “Раш Ревир и Американская революция”.

Сотни тысяч юных школьников заинтересовались историей своей страны благодаря детским книгам  Раша Лимбо… И  многие тысячи американцев – как школьников, так и взрослых – заинтересовались историей  своей страны благодаря книгам телеведущего Билла О’Райли о покушениях на президентов Авраама Линкольна, Джона Кеннеди и Рональда Рейгана… В 2015-м О’Райли и его соавтор по историческим исследованиям Мартин Дугард  опубликовали книгу “Легенды и ложь: правда о Диком Западе” (“Legends and Lies: The Real West”) – об исторических личностях, сведения о которых  часто противоречивы, а еще чаще не имеют ничего общего с правдой… В ближайшие дни выйдет в свет  книга О’Райли и Дугарда  “Легенды и ложь: патриоты” – о героях американской революции, и о каждом из них – как и о героях Дикого Запада – будет снят часовой телевизионный фильм.

Обратите, читатель, внимание:  популяризаторами американской истории  выступают  консервативные журналисты, традиционалисты Раш Лимбо и Билл О’Райли .  Их прогрессивные коллеги  – либералы и социалисты  – популяризаторством истории своей страны не занимаются. Не потому ли, что они, как и хулители мюзикла “Гамильтон”,  не считают нужным прославлять “белых мужчин”, создавших эту страну?

Be the first to comment on "Мюзикл “Гамильтон” и его недруги"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.