«Выбирая Россию». Так называется новый документальный фильм. Его показали на днях в Колумбийском университете. В структуру университета входит замечательный Институт Гарримана, который просвещает американцев относительно проблем России и сопредельных ей государств.
Я много лет хожу на просмотры и встречи в этот институт и могу сделать вывод, что в Нью-Йорке серьезно интересуются политикой России человек 100-150. Ну, конечно, их на порядки больше, скажете вы, и будете по-своему правы. Сегодня Интернет заменил реальное общение, а стриминг убивает кинопоказы. Но есть еще старая школа, и она диктует оторвать задницу от дивана и отправиться в мартовский манхэттенский холод на встречу с живыми людьми «оттуда».
На этот раз число людей «оттуда» сократилось в последний момент вдвое. Фильм «Выбирая Россию» должны были представлять в Институте Гарримана его сценарист Кирилл Рогов и продюсер Евгений Гиндилис. Но случилась страшная беда, у Рогова в Москве погиб маленький ребенок, и он немедленно из Нью-Йорка полетел домой.
Вообще-то, главная фигура в кино режиссер, но тут тоже беда. В прошлом году режиссера этого фильма Александра Расторгуева расстреляли в компании с еще двумя коллегами-журналистами в Центральноафриканской республике (ЦАР), куда они приехали, чтобы серьезно копнуть «Группу Вагнера». Это частная российская военная компания, вовлеченная в войны в Украине и Сирии.
Евгения Гиндилиса я знаю много лет, он хороший профессионал кино, с опытом работы и там, и здесь. Закончил МГУ в Москве и Школу искусств ТИШ Нью-Йоркского университета. Несколько лет жил и работал в США, в том числе менеджером кинотеатра в Кембридже. В 1995 году вернулся в Россию, где трудился в кино и на ТВ. Основал компанию «Твинди». Из самых заметных его фильмов как продюсера выделю «Душку», «Восток-Запад», «Лунный папа» и минисерию «Дубровский». .
2014 год оказался переломным для Евгения. 2 марта на антивоенном митинге на Манежной площади его задержали, причем, довольно жестко. С того времени он делает только документальное кино.
Фильм «Выбирая Россию» (Electing Russia) был снят совместно с Германией и показан на немецком телеканале ZDF и французском Arte в прошлом году. Фильм много покатался по миру и вот доехал до Америки. На просмотре в Институте Гарримана обсуждение вели профессор-политолог Тимоти Фрай и преподаватель Колумбийского университета Яна Гороховская.
Предваряя просмотр, Евгений Гиндилис сообщил, что этот фильм о российской политической жизни был снят накануне президентских выборов 2018 года. До этого режиссер Александр Расторгуев выступил соавтором документального проекта «Срок» о героях российского протеста 2011-2012 годов. Как сказал Гиндилис, фильм «Выбирая Россию» показывался в России три раза, – два в Москве и один раз в самом конце минувшего года в Ярославле.
Яну Гороховскую, по ее словам, поразила быстрота, с какой российская оппозиция реагировала на попытки блокирования ее акций со стороны власти. «Фильм показывает, что борьба будет сложной и долгой», – сказала она.
«Нам было сложно снимать эту картину на нескольких уровнях, – сказал Гиндилис. – Главное – мы ошиблись относительно степени доступности для нас Алексея Навального. Навальный 2012 года и Навальный 2018 года – это совершенно разные люди. Он оказался не заинтересован открывать нам кухню своей предвыборной кампании. Мы сосредоточились на молодых людях, которые работают на Навального в разных регионах страны, отчасти и потому, что не имели возможности снимать его самого. Навальный сегодня не только политический активист, но и медиа-машина. Он рассылает свой мессидж напрямую через канал на YouTube, у него еженедельное шоу по четвергам. Аудитория – более одного миллиона человек. Ему мы оказались не нужны».
Профессор Фрай деликатно поинтересовался у Гиндилиса, почему предвыборную борьбу в России комментирует Михаил Ходорковский (с ним в фильме беседует Кирилл Рогов). Ему показалось, что эти комментарии несколько тормозят динамику фильма, да и выбор «говорящей головы», по его мнению, несколько спорный.
Как рассказал Гиндилис, первоначально планировалось пригласить на эту роль режиссера Александра Сокурова, но мэтр отказался, сославшись на работу со студентами, на возраст и усталость. Рассматривалась в числе прочих кандидатура польского политика Адама Михника, но по разным причинам она отпала. Остался Ходорковский, которого знают на Западе и который в последние годы занимается активно политикой, правда, в некотором отдалении от России – по понятным причинам. Предполагалось, что в сокращенной версии для России Ходорковского с его политическим ликбезом не будет. Но убийство Расторгуева сделало переделку невозможной.
В своем материале на Meduza Александр Расторгуев цитировал Кирилла Рогова: «Что бы ни происходило и кто бы ни появлялся в нашей политике, единственное реальное противостояние, которое сейчас существует в политическом пространстве России, — это Путин против Навального».
«Мы можем относиться к Путину как к злу, а к Навальному как к добру, и наоборот, но важно, что это и есть вольтова дуга, в которой производятся смыслы, – подчеркнул Расторгуев. – Все-таки оценок в этом фильме нет, мы показывали факты. Факты выстроились так, что есть две стороны борьбы, есть разные персонажи, участвующие в этой борьбе. Кто из них добро, кто зло — решит зритель».
Путина в фильме совсем немного. И, конечно, количество экранного времени, отведенное Навальному, недвусмысленно намекает, кто здесь главный герой. Используя съемки, свои и чужие, авторы показывают Навального в самых разных ипостасях – вожака, лидера, ведущего массы за собой, мученика, смело идущего в заранее проигранный бой, хорошего, честного и остроумного парня, который всегда находит общий язык с самыми разными людьми. Нам немного покажут его главного Зоила, всесильного, коварного, мстительного и трусливого кремлевского правителя, который, очевидно, из суеверия упорно избегает называть Навального по имени.
И еще нам немного покажут Ксению Собчак, которая, как мы помним, с очаровательной улыбкой впорхнула в президентскую гонку, вызвав бурю очень разных реакций, где все-таки доминировала версия хитрого «кремлевского проекта». Тимоти Фрай с улыбкой напомнил, как Ксения Собчак приезжала в Колумбийский университет буквально за несколько недель до выборов, и он ей шутливо попенял: «Что вы здесь делаете? Ведь у вас же выборы!».
«Я не соглашусь, что это фильм исключительно о Навальном, – сказал Гиндилис. – Он и о той молодежи, которая в разных городах России активно включается в политическую борьбу… Это было для нас главным открытием, вселяющим надежду».
Be the first to comment on "Навальный как супергерой"