Очень хорошие люди с обеих сторон

Спайк Ли – самый ангажированный кинорежиссер Америки. Он дует в одну дуду уже три десятка лет, и дует, надо сказать, энергично и эстетично. А иногда муза кино бывает к нему особо доброжелательна, и он тогда выпускает фильм, достойный высших похвал.

Как это произошло сейчас, когда Америка смотрит его новый фильм «Черный клановец». В английском оригинале Blackk Klansman обыгрывается утроение буквы K, чтобы читался Ку-клукс-клан.

Это фильм о ККК и расизме. И не только. Он и об антисемитизме. И вообще о расовых, этнических предрассудках, которые рождают подозрительность, злобу, ненависть и кровь.

Это фильм на злобу дня, более того, это очевидный вклад Спайка Ли в предвыборную кампанию демократов и вообще антитрампистов. Я имею в виду предстоящие ноябрьские выборы законодателей и губернаторов, выборы, от которых во многом зависит дальнейшая судьба Трампа и его администрации.

Но если бы публицистичность и ангажированность были единственными отличительными чертами нового фильма Спайка Ли, то грош ему была бы цена и не рецензировать его надо было, а наплевать и забыть.

Но в том-то и дело, что это высококлассное зрелище с мощным драйвом, отлично прописанным сюжетом и точными, впечатляющими актерскими работами.

Начнем с сюжета. Фильм основан на реальных событиях 1979 года, ставших темой мемуаров чернокожего детектива Рона Сталуорта , выпущенных в 2014 году под названием «Черный клановец: раса, ненависть и тайное расследование века». Так вот, Сталуорт, коп-афроамериканец, первый в полицейском управлении города Колорадо-Спрингс, сумел внедриться в местное отделение Ку-клукс-клана с помощью белого коллеги-детектива Флипа Циммермана, еврея по национальной принадлежности (в фильме Флип еврей, а в жизни – нет).

У Сталуорта отличные навыки мастера разговорного жанра, он без мыла в мыльницу влезет, рассмешит собеседника, уговорит его, обаяет по телефону. И еще одно важное умение наблюдается у этого развязного, самоуверенного малого с аккуратной копной курчавых волос. Он умеет говорить в двух совершенно разных манерах. Первая, jive, – уличный слэнг, свойственный горожанам-афроамериканцам. Вторая – усредненный типовой английский, на котором говорят многие белые американцы.

Сталуорт по телефону заводит дружбу сначала с лидером местных белых супрематистов, а затем и с главой Ку-клукс-клана Дэвидом Дюком, который собирается посетить Колорадо-Спрингс. Рон Сталуорт приходит в местное отделение клановцев. Стоп-стоп. Конечно, не он, а его белый двойник Флип. Полиция Колорадо-Спрингс благословляет эту сладкую парочку детективов, черного и еврея, на рискованную тайную операцию, цель которой предотвратить возможные попытки клановцев совершить теракт против афроамериканцев. После серии испытаний и подстав внедренному дуэту это удается: Сталуорт-Циммерман на секретной церемонии принят в члены клана.

Рона Сталуорта играет с блеском Джон Дэвид Вашингтон, сын голливудской звезды Дензела Вашингтона. Это его самая удачная пока роль, и нет сомнения, что сезон наград, включая «Оскар», отметит эту удачу как минимум включением в состав номинантов. К слову, сам фильм и режиссерская работа Ли тоже наверняка окажутся в оскаровских номинациях.

На фоне Вашингтона-джуниора несколько бледновато смотрится Адам Драйвер в роли Флипа Циммермана. Он хороший актер, особенно в «Молчании» Скорсезе и «Патерсоне» Джармуша, но здесь его природная деликатность и интеллигентность несколько мешают до конца поверить, что он крутой коп, на равных тусующийся с махровыми реднеками.

Сцену у хороших ребят напрочь крадут плохие. Клановцы колоритны и по-своему притягательны. Один Феликс, правая рука главы местного отделения клана, чего стоит. Хитрый мужичонка с редкой бородкой, подозрительный как Берия, и жестокий как он же. Феликс – самая большая угроза разоблачения для внедренного в клан копа, это понимают и Сталуорт, и Циммерман.

Мощный драйв, который не дает скучать зрителю, Спайк Ли подпитывает двумя параллельными нарративами.

Первый – это американский вариант «Места встречи изменить нельзя», когда мы боимся пуще всего, чтобы нашего засланного казачка не раскололи злодеи, в чье логово он попал.

Второй – любовно-политическая линия отношений между Сталуортом и умненькой чернокожей студенткой-активисткой с прической а ля Анджела Дэвис. Собственно, с ралли, на котором гневную речь произносит один из радикальных лидеров движения типа «Черных пантер», и начинается фильм. Хотя нет, в самых первых кадрах в необычной и очень короткой роли-камее предстанет самый убедительный имперсонатор Трампа Алек Болдуин. Здесь он некий воображаемый крайне правый политик типа Маккарти и Уоллеса, холодный и зловещий расист, ненавистник черных и прочих цветных.

Сталуорт с тайным микрофончиком на животе «протоколирует» митинг, чтобы потом его старшие коллеги в пресинкте послушали призывы к сопротивлению черных насилию со стороны белых. Флиртуя с миловидной двойняшкой Анджелы Дэвис, наш герой много что нового узнает о движении своих черных братьев и сестер за расовое равноправие.

Так и будет мчаться фильм – двумя полосами хайвея, которые время от времени пересекаются. Не могу не вспомнить первую большую удачу Спайка Ли «Делай как надо!» (Do The Right Thing). Тогда, в 1989 году, еще совсем молодой режиссер сумел рассказать историю сложных, преимущественно конфликтных отношений между черными и итальянцами в Бруклине. Уже тогда пахнуло с экрана безнадежным пессимизмом. Спайк Ли словно говорил нам, зрителям:    расизм, причем обоюдный, настолько глубоко в крови у американцев, что надеяться на расовый мир – глупый утопизм. Надо что-то делать, но что?

Прошло почти тридцать лет, а расовый воз не просто не сдвинулся вперед ни на дюйм, он под водительством нового кучера-президента довольно далеко отъехал назад, чуть ли не во времена судов линча и сегрегированных автобусов и ресторанов. Не случайно клановцы в новой ленте Ли с упоением смотрят ранний расистский шедевр Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации», а также самый знаменитый эпик всех времен и народов «Унесенные ветром», в котором главные герои – богатые южане-рабовладельцы.

Можно спорить, снизил ли или усилил эмоциональный эффект публицистический финал с Трампом и кровавой хроникой Шарлотсвилля (к первой годовщине трагических событий там и приурочен выпуск фильма). Но что несомненно: у Спайка Ли были все логические основания напрямую связывать историю белых супрематистов и ККК с современным политическим климатом. И, конечно, Америка, самоопределяясь, еще не раз процитирует фразу Трампа про «очень хороших людей с обеих сторон».

Каковы же на самом деле эти люди с обеих сторон? Смотрите «Черного клановца».

Be the first to comment on "Очень хорошие люди с обеих сторон"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.