Заглядывать в будущее удается не всем. Это дано писателям-фантастам, а я – не Жюль Верн, не Герберт Уэллс, не Рэй Брэдбери и даже не родственник братьев Стругацких. Однако я в состоянии подсказать, прогрессивно-либеральным согражданам, что им следует делать, чтобы приблизить счастливое – с их точки зрения – будущее.
Они уже взялись за дело, сбрасывая с пьедесталов одни памятники и готовясь сбросить другие. Этим они напоминают мне русских футуристов начала ХХ века, требовавших – как письменно изложил один из них – “сбросить Пушкина с корабля современности”.
Однако крепостника Пушкина, который “брюхатил” (его жаргон) подневольных девок, не сбросил с пьедесталов даже советский режим. Памятникам же, неугодным американским футуристам, приходится хуже. Какие-то уже сбросили, какие-то на очереди, а впереди работы еще непочатый край. Однако я неуверен, что наши футуристы осведомлены обо всех памятниках, которым не должно быть места в будущем, и я решил облегчить им работу.
Прогрессивно-либеральный мэр Нью-Йорка Билл Де Блазио учредил 16 августа специальную комиссию, перед которой поставил цель разобраться в течение 90 дней со всеми памятниками в городе и решить, какие из них являются “символом ненависти” и, значит, должны быть убраны. Первым на заметку попал памятник Христофору Колумбу, подаренный Италией городу Нью-Йорку в 1892 году. Он установлен на колонне высотой 70 футов (21 метр) в центре площади, которая названа в честь первооткрывателя Америки. Спикер горсовета пуэрториканка Мелисса Марк-Виверито уже объявила, что Колумбу не место в Нью-Йорке. По ее словам, Колумб для жителей островных государств Карибского бассейна “означает… гнет”.
Если учрежденная мэром комиссия решит, что памятник Колумбу следует убрать, то, будучи последовательными, члены комиссии обязаны – должны! – дать новое название площади Колумба и, разумеется, переименовать Колумбийский университет. Следует отменить – либо переименовать – праздник День Колумба, а также отменить – или переименовать – шествие в этот день по Пятой авеню американцев с итальянскими корнями.
Лос-анджелесский горсовет уже переименовал День Колумба в День коренного народа (Indigenous People’s Day). Послужит ли это примером нью-йоркскому горсовету?
Очередной – отмечаемый ежегодно – День Колумба – 9-го октября. Возглавит ли Де Блазио, прогрессивный либерал с итальянскими корнями, шествие по Пятой авеню? Времени для размышления у него достаточно.
Впрочем, срок работы учрежденной им комиссии истекает после этого дня (необходимая историческая справка для депутатов лос-анджелесского и нью-йоркского горсоветов: в кампании против Колумба они идут по стопам ку-клукс-клановцев, требовавших в 20-е годы прошлого века уничтожить все, что связано с Колумбом).
Разумеется, Колумб – не герой нашего времени и, уж тем более, не герой прогрессивного будущего. Он и последовавшие за ним в Новый Свет европейцы были безжалостны к местным жителям. Но стоит ли судить европейцев конца XV века мерками сегодняшнего дня? Если – да, то как относиться к тем, кто истреблял коренной народ – индейцев – во второй половине XIX века?
Памятник Колумбу стоит в центре площади у юго-западного угла Центрального парка. А в нескольких кварталах к востоку, у юго-восточного угла Центрального парка, на площади Гранд-Арми, расположился памятник генералу Уильяму Текумсе Шерману. Его установили в 1903 году как дань памяти генералу, сыгравшему решающую роль в победе Союза над Конфедерацией. Но этой победой армейская деятельность Шермана не ограничилась.
Через три месяца после войны Севера и Юга генерал Шерман возглавил руководство военным округом Миссури – громадной территорией к западу от реки Миссури. Вскоре америкнская армия приступила к планомерному истреблению коренного народа.
“Шерман рассматривал индейцев, как и непокорных южан, – пишет историк Джон Марсзалек в биографии генерала. – Как конфедераты были изгнаны из Союза, так и индейцев следовало изгнать…” Шерман считал, пишет Марсзалек, что индейцы “не дают возможности быстрому росту белой расы…” Вывод Шермана: “Две расы не могут использовать одну и ту же землю”…
Историк Майкл Феллман цитирует в книге “Гражданин Шерман” письмо Шермана бывшему товарищу по оружию президенту Улиссу Гранту: “Мы должны действовать с убедительной решительностью против сиу, вплоть до уничтожения мужчин, женщин и детей”…
Я полагаю, что сиу должны быть уничтожены”, – писал генерал брату-сенатору Джону Шерману. И тот предоставил генералу Филлипу Шеридану “право уничтожить так много женщин, детей и мужчин, сколько Шеридан и его подчиненные сочтут необходимым…”
Сколько тысяч коренных жителей Америки убили победоносные генералы северян в течение двух десятилетий? Счет должен идти не на десятки тысяч, а на сотни. И армия Шермана – Шеридана убила миллионы бизонов, поскольку бизоны нужны были индейцам и для пищи, и для одежды, и для крова. Cочтет ли комиссия нью-йоркского мэра памятник Шерману “символом ненависти”?
Мой совет либерально-прогрессивным футуристам: не забывать. что генерал был антисемитом. Он негодовал по поводу того, читаем у Феллмана, что страна “кишит мошенниками евреями”.
А что мы скажем о генерале Гранте, издавшем в 1862 году приказ об изгнании евреев из штатов Кентукки, Теннесси и Миссисипи, находившихся под контролем северян? Не является ли “символом ненависти” гробница Гранта, в которой похоронены бывший генерал и президент и его супруга? Но это величественное сооружение находится в ведении Национального управления парками. Не во власти мэра Нью-Йорка разрушить гробницу. Однако никто не запрещает ему обратиться за разрешением к федеральному правительству. Получит отказ? Значит, появится еще один повод для обвинения Дональда Трампа в потакании тем, кто сеет ненависть.
Задержимся, читатель, в Нью-Йорке, поскольку этот город представляет нам широкую возможность для раздумий о будущем. Поднимемся по Пятой авеню на север, вдоль восточной границы Центрального парка, от площади Гранд-Арми, где стоит памятник генералу Шерману, до 103-й стрит. Здесь стоит – спиной к парку и лицом к Нью-Йоркской медицинской академии – статуя Джеймса Мэриона Симса. Доктора Симса называют “отцом современной гинекологии”. В 1855 году он основал в Нью-Йорке первую в стране гинекологичекую больницу (Women’s Hospital); ныне это одна из крупнейших больниц в США (St.Luke’s-Roosevelt Hospital Center). В 1871 году он основал в Нью-Йорке первую в Америке онкологичскую больницу. В 1876-м доктор Симс стал президентом Американской медицинской ассоциации.
Но едва Де Блазио создал комиссию для рассмотрения будущего городских памятников, как прогрессисты объявили статую доктора Симса “символом ненависти”. Причина? В течение четырех лет – с 1845 года по 49-й – Симс проводил эксперименты на черных рабынях. “Без их согласия и без анестезии!”- возмущаются активисты.
Первое – неправда, второе – правда, что явствует из автобиографии доктора Симса “История моей жизни” (“The Story of My Life”). Книга была недавно переиздана, и к услугам каждого, кто интересуется фактами, а не измышлениями. Симс называет имена трех негритянок, принадлежавших плантатору из Алабамы. Они страдали от гинекологических фистул и добровольно согласились стать участницами опытов, которые могли помочь им вылечиться. Здоровью ни одной (Симс называет их имена) ничто не угрожало. Анарха, одна из трех, получила в результате операций возможность рожать. Содержание негритянок в больнице оплачивал их хозяин-плантатор. Операции действительно проходили без анестезии. Анестезия была изобретена в 1842 году и впервые продемонстрирована в Бостоне в 1846-м. Доктор Симс начал опыты в 1845-м, и не в столичном городе, а в провинциальном Монтгомери (штат Алабама). Воспользоваться открытием он просто-напросто не мог . Да ведь и спустя два десятилетия десятки тысяч солдат, офицеров и генералов – участников войны Севера и Юга – оперировались без анестезии. Ампутировали им руки и ноги также без анестезии.
Это – правда, но ее не желают знать борцы с “символами ненависти”. Марина Ортиз, возглавляющая кампанию за снос памятника Симсу, сказала газете New York Times, что эта статуя “ежедневно напоминает ей о медицинских экспериментах над афроамериканцами и пуэрториканцами в ХХ веке”. Доктор Симс скончался в 1883 году, и когда он жил, пуэрториканцев в Соединенных Штатах не было; они начали приезжать в США только после американо-испанской войны 1898 года.
“Статуя должна быть убрана. Думаю, что к такому же заключению придут члены комиссии”, – сказала этой же газете спикер горсовета Мелисса Марк-Виверитто.
Путешествие в будущее не должно ограничиваться Нью-Йорком. Нас ждет свидание с двумя грандиозными памятниками: однн – на горе Рашмор в горном массиве Блэк-Хиллс, что в штате Южная Дакота, второй – на Каменной горе (Stone Mountain) поблизости от Атланты, столицы штата Джорджия. На горе Рашмор высечены портреты президентов Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна. На Каменной горе выбит грандиозный, размером в два футбольных поля, барельеф трех героев Конфедерации – президента Джефферсона Дэвиса и генералов Роберта Ли и Томаса Джексона.
Каждому понятно, что “Мемориалу Конфедерации”, как называют памятник на Каменной горе, нет места в либерально-прогрессивном будущем. Но не должно, наверное, быть, в будущем и памятнику на горе Рашмор. Вашингтон и Джефферсон были рабовладельцами. Линкольн считал, что черным не место в одной стране с белыми, и был членом Американского колониального общества, создавшего в Африке страну Либерия для переселения негров. Ну, а Рузвельт был убежденным империалистом, не сомневавшимся ни на секунду, что у Соединенных Штатов есть право владеть заморскими колониями. Должен ли быть такой государственный деятель в памяти грядущих поколений?
14 лет потребовалось на создание памятника четырем президентам на горе Рашмор. Создание “Мемориала Конфедрации” продолжалось с перерывами 56 лет. Но ломать – не строить.
Потребуется вряд ли больше одного рабочего дня на подготовку взрыва памятника на горе Рашмор. Но вот с памятником на Каменной горе придется повозиться.
Stone Mountain – это монолит, возвышающийся над окружающей местностью на 251 метр. Он возник, как считают геологи, полмиллиарда лет назад – во время столкновения Северной Америки и Северной Африки. Создатели научно-популярного фильма “Жизнь после людей”, показанного впервые 21 января 2008 года по телеканалу History Channel, предсказали, что через пять тысяч лет Каменная гора будет одним из последних обломков человечской цивилизации. Но вот беда: прогрессивные футуристы так долго ждать не могут.
В доколумбовой Америке в Блэк-Хиллс жили индейцы племени лакота; в районе Каменной горы – индейцы племен крики и чероки. Так, не следует ли передать вопрос о барельефах на рассмотрение коренного народа?
И не должны ли мы уже сегодня, не откладывая на будущее, отказаться от государственного гимна “Знамя, усыпанное звездами” (“The Star-Spangled Banner”) и заменить его другим? Потому что стихотворение, первый куплет которого стал национальным гимном, написал рабовладелец Фрэнсис Скотт Ки, который был одним из создателей Американского колониального общества, а, будучи федеральным прокурором, преследовал аболиционистов. И надо бы не только заменить гимн, но снести все памятники автору слов и переименовать все, что названо его именем. Ну, и, конечно, следует незамедлительно снять с книжных полок все, что написал его дальний родственник Фрэнсис Скотт Ки Фитцджеральд, названный в честь рабовладельца.
Нуждается в переименовании и наша столица. У меня есть для нее новое название: Обамавилль. Но я еще не решил, что делать с названием города, которым управляет Билл Де Блазио. Когда в 1664 году англичане изгнали из Нового Амстердама голландцев, они дали городу новое название – в честь герцога Йоркского, брата короля Карла II. Герцог же Йоркский был работорговцем. Согласитесь, негоже либерально-прогрессивному городу носить имя такого мерзкого типа. Но что думают об этом члены учрежденной мэром Нью-Йорка комиссии?
Be the first to comment on "От Вашингтона до Обамавилля"