На днях Netflix выпустил в океан Интернета гордую шхуну под названием «Последние цари» (The Last Czars). Шхуна, состоящая из шести серий, явно не затонет. Хотя бы потому, что история убиенных Николая и Александры, а также примкнувшего к ним Распутина, тоже убиенного, и вроде бы чудом спасшейся царевой дочки Анастасии будет продолжать волновать миллионы людей на планете.
По жанру это нечто невообразимое. То есть идет действие игровой драмы, где все на месте, где все без дураков. Нормальное традиционное кино. Но это нормальное кино прослоено, как торт наполеон кремом, кусочками монологов десятка «говорящих голов» – американских историков преимущественно с докторскими степенями и написанными ими книжками на тему русской истории.
Давно существует жанр документального фильма, в который инкорпорируются элементы костюмной инсценировки. То есть в таких кинопроизведениях главное это рассказ, включающий «говорящие головы», а для колорита, для «оживляжа» добавляется беллетристика в виде игровых эпизодов. Причем это обычно «недокино» где нет полнокровного действия, а есть как бы театр теней, когда все довольно условно и половинчато, чтобы было понятно: это не кино, а только намек на него.
Но в «Последних царях» все наоборот. Главное это действие, которое вовсе не низкобюджетная инсценировка, а, повторюсь, классическое по формату кино. Эффект от этого жанрового гибрида очень странный. Я бы назвал его «каскадом обломов». Чуть стоит зрителю разгорячиться действием в игровом эпизоде, как тут же на голову ему выливается холодный ушат информационно-аналитического комментария, который мгновенно убивает только-только проклюнувшееся сопереживание.
Хочу оговориться: достойное место в этом коллаже занимают кусочки архивной кинохроники. Они-то как раз не портят эффект от игровых кусков, дополняя их и обогащая. Вспомните замечательную «Агонию» Элема Климова. Там игровой нарратив подкреплялся кадрами хроники, никакой нестыковки не возникало.
Сериал «Последние цари» охватывает период со смерти Александра III и коронации Николая II (это реальные события) до 1925 года, когда в Берлин приезжает личный доктор царской семьи (а это уже придумка сценаристов), чтобы проверить правдивость одной невероятной версии (наведу тень на плетень, чтобы не гасить интерес к сериалу со стороны желающих его посмотреть). А дальше все, чтобы происходит в этом промежутке времени, рассказывается в серии флэшбеков. Главные действующие лица этой истории: царь, царица и примкнувший к ним сибирский монах Гришка Распутин, как мы знаем, мистик-провидец, забулдыга, не дурак выпить и пообжиматься с дамочками, а самое главное – одаренный предшественник Кашпировского и Чумака. Он сумел заморочить голову чувствительной царице-немке Алекс, что только он один с его природным даром может помочь больному гемофилией несчастному наследнику престола Алексею.
Фильм-сериал главное внимание фокусирует на особых отношениях царской семьи с Распутиным. Все это настолько широко известно, что даже неловко занимать место на странице информационными повторами. Все на экране есть: и бегство Распутина из родной деревни, и его постепенное возвышение в столице, и его пьяные оргии, и вызвавшая огромный скандал его интимная переписка с царицей, и заговор Юсупова, поставивший точку в его бренном существовании.
Я уже упоминал «Агонию» Климова. Распутин с исполнении Алексея Петренко был гениален и харизматичен, чего не скажешь о Распутине в новом минисериале. Здесь актер Бен Картрайт просто безлик и пресен, так что очень трудно поверить, что императрица могла подпасть под его влияние. А сильный британский акцент русского монаха лишь добавляет раздражения.
Столь же неудачен, на мой вкус, кастинг в отношении Николая II. Актер Роберт Джек внешне совершенно не похож на последнего русского царя. Он гораздо крупнее и выше монарха, у него вытянутое лицо, он жгучий брюнет с длинной бородой лопатой. Посмотрите в онлайне фотографии и киносъемку Николая II, и убедитесь, что у реального царя-батюшки очень мало общего с образом, который создает Роберт Джек.
С чем соглашаешься вопреки плохому кастингу – с общей концепцией фильма. К роковым событиям февраля и октября 1917 года Россию подтолкнуло самоубийственное упрямство русского монарха, не желавшего и слышать даже об умеренной либерализации авторитарного режима. «Николашка-кровавый» доигрался до катастрофы сам, по своей глупости и близорукости.
В остальном же фильм повторяет каноны этой темы, которой посвящены десятки фильмов и сериалов разной степени клюквенности. Отношения императора и его супруги императрицы Александры Федоровны (в мастеровитом исполнении Сюзанны Херберт) показаны как отношения горячо любящих людей. И из истории ареста большевиками во главе с инфернальным Яковом Юровским царской семьи, их заключения в Тобольске и Екатеринбурге и убийства в подвале Ипатьевского дома авторами сериала выжата тонна слез. История сама по себе трагичная, кто спорит, но авторы сериала педалируют чувствительные моменты с такой силой, что радуешься очередной интрузии одной из “говорящих голов», которая опять же в силу жанрового диссонанса резко охлаждает эмоции.
Говорить о несоответствиях с исторической правдой можно очень долго. Неточностей множество. Ну вот, например, из истории убийства великого князя Сергея Александровича террористом Иваном Каляевым. Известно, что он был повешен. В сериале его расстреливают. Это мелочь. Но в расстреле царской семьи жертвами стали одиннадцать человек, – помимо царя, его супруги и пятерых детей это члены их свиты, включая доктора Евгения Боткина. В этой версии убили только семью, а доктор, надо понимать, выжил и позже, в 1925 году, приезжает в Берлин по важному делу, которое я упомянул в начале статьи.
И все-таки я рекомендую познакомиться с этим недлинным полу-спектаклем, полу-лекцией. Ученые, комментирующие в кадре и за кадром события русской истории, знают свое дело, и я никого из них не могу заподозрить в предвзятости. И пусть художественный уровень зрелища невысок, мы получаем очень впечатляющий массив интересной информации. А для тех, кто не знает или плохо знает русскую историю первой четверти 20-го века, сериал может служить своего рода компактным и необременительным ликбезом.
Слава богу их всех убили!