Бывают роли, которые меняют карму актера. Так случилось с Гленн Клоуз после ее роли зловещей и неутомимой маньячки в триллере режиссера Эдриана Лайна «Роковое влечение» 1987 года.
Спустя три десятка лет у 71-летней Клоуз появилась возможность «отыграть» карму назад. Ее новая картина «Жена» знакомит с человеком, для которого самопожертвование – не поза, не игра, а модус вивенди. Гленн Клоуз не умеет плохо играть, она лицедей высокого уровня. Но бывают роли, когда актриса превосходит саму себя. «Жена» – тот самый случай.
У Клоуз – звездный час. Она шесть раз номинировалась на премию «Оскар», и в этом году у нее есть реальный шанс ее получить. Верным признаком служит ее победа на «Золотых глобусах», где она оставила позади Леди Гагу, звезду популярного музыкального фильма «Звезда родилась». Клоуз прекрасно выступила с благодарственной речью, растрогав аудиторию своей искренностью (тут подделки не проходят) и скромностью. Она посвятила приз своей маме, чья история в чем-то похожа на историю героини Клоуз в «Жене».
«Я думаю о своей маме, – сказала расчувствовавшаяся актриса, – которая всю себя пожертвовала моему отцу, всю свою жизнь. Когда ей было за 80, она мне призналась, что сама ничего не достигла в жизни, но это было неверно. Я узнала из своего опыта, что женщин считают кормилицами, которые должны заботиться о своиъ детях и мужьях. Но нам нужна и собственная самореализация. Нам нужно следовать за нашими мечтами, чтобы мы могли сказать «я могу это сделать» и «мне должны позволить это сделать».
Интерес к Клоуз и ее новому фильму набирает обороты, и студия-дистрибьютор Sony Pictures Classics, сообразив, что на этом тренде можно заработать, выпустила «Жену», прокат которой начался еще в августе, в январе дополнительно в более чем 150 кинотеатров.
«Жена» основана на одноименном романе Мэг Волицер. Героиня Клоуз – Джоан Кастелман, когда-то подававшая надежды новеллистка, вышла замуж за профессора своего университета, где учатся только женщины. Внешне они смотрятся как любящая друг друга образцовая и благополучная пара.
У ее мужа писателя Джо – триумф, пик профессиональной реализации. Его награждают Нобелевской премией по литературе. И они вместе, Джо и Джоан, едут в Стокгольм на торжественную церемонию вручения этой самой престижной премии мира.
В Стокгольме перед ними раскатывают красные дорожки, их принимают как самых дорогих гостей. Но атмосфера взаимной доброжелательности куда-то испаряется, и в отношениях Джо и Джоан все больше проявляются подозрительность, злость и гнев. Этот негатив копился, как выяснится, долгие годы, и вот в гостеприимной Скандинавии прорвался гнойник.
Не буду выдавать «изюминку» истории, скажу только, что она имеет прямое отношение к нынешнему подъему движения #MeToo. Тема проснувшейся к независимой жизни угнетенной женщины Запада (про Восток мы знаем, как ни странно, больше), смыкается с феминистскими настроениями либеральной академической тусовки.
Клоуз это понимает лучше всех. «Это примерно то же самое, что случилось с «Роковым влечением», – говорит она. – Тогда в отношениях между полами чувствовались раздражение и злость. «Жена» набирает очки в очень критический момент истории нашего общества».
А начинался проект 15 лет назад. Было много проблем с финансированием, что вообще свойственно нынешнему мейнстриму Голливуда, если это только не «Спайдермен» или «Пираты Карибского моря». Клоуз вошла в проект пять лет назад. Ее звездный статус помог добыть недостававшую сумму. Проект выкристаллизовался как британско-шведский альянс.
За Клоуз продюсеры мудро оставили право выбрать режиссера на эту постановку. Им стал шведский мастер Бьорн Рунге, для него это англоязычный дебют. «Это один из лучших режиссеров, с кем мне приходилось работать, – говорит актриса и отмечает «атмосферу на съемочной площадке, подготовку к съемкам, его веру в меня и мою веру в него».
«Большие режиссеры знают, куда поставить камеру, снимающую актера, и это создает нужный контакт с аудиторией, – замечает Клоуз. – В этом фильме множество крупных планов. Если бы не мастерство съемки, мои усилия не имели бы такого сильного эффекта».
Героиня Клоуз притягивает к себе, не используя внешних эффектов. Это такая тихая роль. Ее глаза, выражение лица, интонации голоса, жест, движение тела – вот ее оружейный арсенал. И главное – глаза. Это магнит, который притягивает зрителя.
Клоуз повезло с партнером. Ее мужа Джо играет Джонатан Прайс, актер острого рисунка, эксцентричный, богатый на интонации. Ей также составляет компанию Энни Старки (дочь Клоуз), которая играет Джоан в молодые годы. Зритель видит героиню в пору ее высоких литературных амбиций, которыми она пожертвует, чтобы целиком отдаться семье, и главное, заботе о муже, о его писательской карьере.
Гленн Клоуз родилась в Гринвиче, штат Коннектикут в богатой семье. Детство провела в Конго, где работал ее отец, училась в элитной школе в Швейцарии. Работала на Бродвее, ее театральные роли принесли ей три награды Тони. Известна по многим киноролям, но самые известные, конечно, в судьбоносном «Роковом влечении», «Опасных связях» и «101 далматинце». Много работает на телевидении.
В своем далеко не юном возрасте Клоуз очень занята творчески. В этом году она собирается сниматься в киноверсии мюзикла «Сансет-бульвар», хотя режиссер на проект еще не утвержден. Она хочет вернуться в продюсирование, чем успешно занималась на телевидении в 90-е годы. И возможно, попробует себя в режиссуре. «Я хочу написать сценарий одна или с кем-то в соавторстве», – говорит она и добавляет, что собирается для этого исчезнуть из виду на несколько месяцев, чтобы сконцентрироваться на этом проекте.
А еще она получила престижную премию актерской гильдии SAG. Многие из ее членов голосуют и на «Оскарах», так что это хороший для нее знак. Конкуренция в этой категории очень сильная. Помимо Леди Гага, очень высоко оцениваются шансы Оливии Колман в «Фаворитке» и Мелиссы Маккарти в «Вы можете меня простить?».
Be the first to comment on "Роковое влечение Гленн Клоуз"