Терракотовая армия в музее Metropolitan

Терракотовые фигуры пехотинцев и лучников из некрополя первого императора Китая, бронзовые и нефритовые чаши, древние меры веса и объема, бронзовые монеты, оружие и доспехи, образцы каллиграфии и архитектурные модели представили на открывающейся в апреле в музее Metropolitan выставке “Век империй: китайское искусство династий Цинь и Хань (221 год до н.э.– 220 год н.э.)”.

“Эта выставка – самая крупная и важная экспозиция произведений древнекитайского искусства в США в нынешнем году, – заявил директор музея Томас Кэмпбелл. – На ней представлены экспонаты из 32 китайских музеев, в том числе несколько знаменитых фигур терракотовых воинов, найденных в ходе археологических раскопок мавзолея первого императора Китая”.

Куратор выставки Джейсон Сан отметил, что “в экспозиции отражен наиболее важный период в истории Китая, когда при династиях Цинь и Хань Китай стал единой державой”.

Особый интерес, по его словам, представляют фигуры терракотовых воинов, которые были захоронены вместе с первым императором династии Цинь (210 год до н.э.) и обнаружены в 1974 году к востоку от горы Лишань. На выставке представлены как оригинальные скульптуры воинов – пехотинцев и лучников, – так и копии скульптур, изображающих воинов на колесницах.

“Эти фигуры демонстрируют военную мощь державы, – пояснил он. – Мы не знаем точно, почему император отдал распоряжение о создании терракотовой армии. Но в Древнем Китае верили в потусторонний мир и, возможно, поэтому императора должны были сопровождать туда как можно больше воинов”.

По словам Кэмпбелла, многие из 168 предметов, включенных в экспозицию, никогда ранее не демонстрировались в музеях Запада. “Выставка открывает новый этап в американо-китайских культурных обменах”, – подчеркнул он.

Особый интерес, по словам куратора, представляет торс могучего воина, вылепленный с беспрецедентным вниманием к мельчайшим деталям. “Таких фигур насчитывается чуть более двух десятков среди терракотовой армии, – пояснил Джейсон Сан. – Чем эта фигура отличается от всех прочих, так это точным соблюдением анатомических пропорций”.

Куратор выставки напомнил, что сначала египтянам, а потом грекам потребовались столетия на то, чтобы прийти к такому умению изображать человеческое тело и к пониманию анатомии человека. “Как же это могло произойти в Китае, причем практически сразу? Один из моих коллег в своем исследовании постарался доказать, что видит в этой скульптуре греческое влияние. А если вспомнить то, что во время азиатского похода Александра  Македонского его отделяло от Китая не такое уж большое расстояние, то не будет слишком уж смело предположить, что какое-то влияние действительно было. Но откуда бы ни пришли эти новые идеи, они привели к тому, что человеческое тело стали изображать по-другому”, – рассказал Сан.

В качестве еще одного из примеров возможного влияния одной культуры на другую он указал на сходство шлемов на воинах из терракотовой армии с теми шлемами, что носили греческие воины. Он обратил также внимание на то, что большое число терракотовых фигур, изображающих лошадей, свидетельствуют о сильном влиянии кочевых племен на культуру Древнего Китая.

Еще один интересный экспонат – копия деревянного посоха с птицей в навершии. По словам Джейсона Сана, при династии Хань он вручался тем, кто достигал 70-летнего возраста.

“Посох служил свидетельством того, что его обладатель имеет привилегированный статус, – пояснил он. – Так, обладание им избавляло от выполнения многих обязанностей, обеспечивало его владельцу иммунитет от преследования за совершение мелких правонарушений, а также давало возможность посещать правительственных чиновников, что простому люду было запрещено. Еще одно огромное по тем временам преимущество: посох позволял его владельцу пройти по дороге, которая предназначалась для императора”.

В витринах музея также представлены образцы мер и весов, которые впервые стали едиными для всей страны при династии Цинь. Это полусфера из железа и бронзы весом 31,6 килограммов и чаша высотой 9,6 сантиметров и диаметром 20,5 сантиметров. “Такая стандартизация мер и весов, – пояснил эксперт, – способствовала развитию торговли между разными частями страны”.

Но самым важным в процессе стандартизации, по мнению Сана, была разработка единого письма. “В результате во всех районах, даже там, где местные диалекты сильно различались, можно было прочесть императорские указы. Возможно, что это – самое сильное из средств, связавших отдельные районы страны в единое целое”.

Be the first to comment on "Терракотовая армия в музее Metropolitan"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.