Алексей Орлов
“Я часто задавался вопросом, возможно ли, чтобы когда-нибудь маккартизм вновь обрел плацдарм в Голливуде или в Америке. Я не думал, что такое может случиться. Не думал до недавнего времени”, – написал в газете “The Hollywood Reporter” (20 марта) канадский писатель Стивен Галлоуэй, прославившийся романом “Виолончелист из Сараево”.
“Новый маккартизм в Голливуде?” – так названа его статья. Но знак вопроса, на мой взгляд, здесь неуместен. В Голливуде уже преследуют инакомыслящих. Правда, теперь это не коммунисты и сочувствующие коммунистам. Ныне это республиканцы.
“В 90-е годы я никогда не должен был скрывать свои политические взгляды. Я всегда был откровенен. Разговоры двух людей с противоположными взглядами обычно были дружескими. Поспорив, мы шли вместе на ланч… Такие дни давно остались в прошлом… Теперь я не выставляю напоказ свои взгляды…” – вспоминал в недавней (11 марта) беседе с газетой “The Los Angeles Times” Джералд Молен.
Не секрет, почему Молен, бывший продюсером таких всемирно популярных фильмов, как “Список Шиндлера” и “Парк Юрского периода”, не участвует теперь в спорах на политические темы. Он – консервативный республиканец, а такие, как он, в Голливуде нынче не в почете…
“Я ощущаю это на себе. Продюсеры звонят моему агенту: ‘Почему вы работаете с этим парнем?'” – сказал писатель Эндрю Клаван, по сценарию которого Клинт Иствуд сделал фильм “Настоящее преступление”. В самом деле, почему агент Клавана не послал подальше клиента, который на выборах не голосовал за Хиллари?
“Я тридцать лет в шоу-бизнесе, и никогда не видел ничего подобного. К нам относятся нетерпимо”, – поведал “видный”, как пишет газета, актер телевидения и кино, который, “опасаясь профессиональных последствий, просил не называть его имени”. “Маккартизм наступает слева”, – сказал этот актер, поскольку нынче нетерпимость к инакомыслящим проявляют леваки – либералы, прогрессисты, социалисты; они преследуют тех, кто не разделяет их взгляды.
В далеком уже прошлом – в конце 40-х и в 50-е годы – жертвами “маккартизма” были левые, но термин прижился. Родился он в 1950 году, когда сенатор-республиканец Джозеф Маккарти развернул кампанию против коммунистов в государственных структурах. Однако к преследованиям коммунистов – как настоящих, так и бывших – в Голливуде Маккарти не имел никакого отношения, но уже давно стало обычным связывать эти преследования с его именем.
Маккарти был избран в Сенат в ноябре 1947 года, и до февраля 1950 года, когда он объявил о засильи коммунистов в Госдепартаменте, о нем мало кто знал за пределами штата Висконсин, который он представлял в верхней палате Конгресса. А в 1950-м преследование коммунистов в Голливуде было в полном разгаре, и десять кинодеятелей уже успели отбыть тюремное заключение, будучи осужденными за неуважение к Конгрессу, поскольку вызванные в октябре 1947 года в Палату представителей – в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности , – отказались отвечать на вопросы. Комиссия была создана в 1938 году при президенте-демократе Франклине Делано Рузвельте, когда его однопартийцам принадлежало большинство мест в обеих палатах Конгресса. Поводом к вызову голливудцев в комитет для дачи показаний послужил изданный президентом-демократом Гарри Трумэном 21 марта 1947 года указ, обязывающий всех федеральных служащих присягать на верность государству. От них требовалось признаться, что они “не состоят в тоталитарных, фашистских, коммунистических и иных подрывных организациях и не связаны с такими организациями”. Трумэн адресовал указ исключительно федеральным работникам, но и местные правительства – в городах, графствах, штатах – обязали своих сотрудников присягать на верность.
В это время в Голливуде уже существовал “Союз кинематографистов за сохранение американских идеалов” (“The Motion Picture Alliance for the Preservation of American Ideals”). Союз организовал в конце 1943 года сценарист и продюсер Джеймс Макгиннес, обеспокоенный ростом влияния коммунистов в Голливуде. 4 февраля 1944 года состоялось организационное собрание членов Союза. Они избрали президентом режиссера Сэма Вуда, вице-президентом – Уолта Диснея. В собрании, состоявшемся в отеле “Беверли Уилшайр”, участвовали звезды кино Барбара Стэнвик, Кларк Гейбл, Гэри Купер, Джинджер Роджерс….
Указ Трумэна послужил для членов Союза сигналом к началу активных действий . Союз обратился в ФБР и Конгресс с просьбой провести расследование влияния коммунистов на киноиндустрию. В начале мая 1947 года в Лос-Анджелес приехали три члена Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности во главе с главой комиссии республиканцем Парнеллом Томасом, и расследования начались… В октябре того же 47-го десятеро вызванных в Комиссию режиссеров и сценаристов отказались отвечать на вопросы и были приговорены к тюремному заключению и денежным штрафам за неуважение к Конгрессу. Реакцией на осуждение “голливудской десятки” явилось совещание руководителей 48 кинокомпаний, встретившихся в Нью-Йорке в отеле “Уолдорф-Астория”. 3-го декабря они выпустили заявление, вошедшее в историю как “Уолдорфское”. Они осудили позицию осужденных и обязались никогда не предоставлять работу “коммунистам или членам любой партии или группы, которая защищает свержение правительства Соединенных Штатов.. .” С этого заявления и началось массовое преследование инакомыслящих – не только коммунистов, но и тех, кто когда-либо был коммунистом, и даже тех, кто лишь высказывал симпатии к коммунистам… Сотни оказались в “черном списке”, что означало запрещение работать в киноиндустрии.
Джо Маккарти не имел ни малейшего отношения к голливудскому “черному списку”. Абсолютно никакого… Обращусь к судьбе лишь одного пострадавшего – сценариста и продюсера Карла Формана. В 1951 году во время съемок фильма “Ровно в полдень” по его сценарию он был вызван в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. К этому времени Форман уже более десяти лет не был членом компартии, и он отказался назвать имена тех, кого знал как коммунистов. Это стоило ему работы. Стэнли Крамер, глава компании, которая снимала “Ровно в полдень”, заставил Формана, бывшего совладельцем (!) компании, “добровольно уволиться”, и его имени не было в титрах фильма, получившего четыре “Оскара”. Оставшись без работы, Форман уехал в Англию. В 1953 году ему понадобилось возобновить срок действия паспорта, но в посольстве США ему отказали в этом. Посольские служащие руководствовались распоряжением, сделанным в мае 1952-го госсекретарем -демократом Дином Ачесоном. Он запретил выдавать паспорта “подозреваемым в подрывной деятельности”. Оставшись без паспорта, Форман был вынужден отказаться от нескольких предложений, связанных со съемками за пределами Англии. В частности, ему пришлось сказать “нет” продюсеру Дино Де Лаурентису, собиравшемуся снимать фильм по роману Толстого “Война и мир”. Итальянец-продюсер хотел снимать картину в Италии, а Форман не мог туда поехать. Он продолжал писать сценарии под псевдонимом и сумел вернулся в Америку только в 1956 году… Форман стал продюсером нескольких фильмов, в частности – военного триллера “Пушки острова Наварон”.
Карл Форман – как и сотни других работников киноиндустрии – не был жертвой “маккартизма”, но давно стало обычным считать пострадавшими от “маккартизма” всех, кто оказался в “черном списке”. Нет поэтому ничего удивительного, что сегодняшнюю обстановку в Голливуде называют – воспользуюсь заголовком статьи Стивена Галлоуэя – “новым макартизмом”. В 50-е годы прошлого века коммунисты и бывшие коммунисты были вынуждены скрывать свои взгляды. Точно так же ведут себя сегодня республиканцы. Конечно, если вы – Клинт Иствуд или Джон Войт, Аллен Грэммер или Патриша Хитон , – то можете себе позволить афишировать не только принадлежность к Республиканской партии, но и появляться на съемочной площадке в бейсболке с лозунгом Трампа “Сделаем Америку снова великой”. Ну, а если вы не звезда кино или телевидения?
В 2004 году сценарист Лайонел Четвинд и актер и кинорежиссер Гэри Синиз, не считавшие нужным скрывать, что они – консерваторы, создали союз с целью объединить людей с такими же, как у них, политическими взглядами. Четвинд и Синиз назвали организацию “Друзья Эйба” – в честь Авраама Линкольна, первого в истории президента-республиканца.
“Другом Эйба” может стать любой работник индустрии развлечений – продюсер и режиссер, сценарист и композитор, актер и певец, оператор и монтажер… Чтобы вступить в Союз, требуется рекомендация “друга Эйба”. Организация не разглашает имена тех, кто не хочет, чтобы о его (ее) членстве стало известно. И таких – большинство…
“Друзья Эйба опасаются быть занесенными в нечто подобное черному списку 21-го века”, – писала в январе 2014 году “The New York Times” в статье “Консерваторы в Голливуде под лупой”. Газета назвала число членов организации: “возможно, 1500″… Другое число мы обнаружим в “Википедии”: более 1800 в январе 2012 года… У союза консерваторов нет почтового адреса, есть только интернетовский адрес. Собираются “друзья Эйба” – в целях конспирации – в разных местах. Поводом для собрания является обычно встреча с каким-либо видным республиканцем – будь то политик, или журналист, или общественный деятель…
Деятельность Союза скрыта от посторонних глаз, и поэтому журналистам приходится довольствоваться слухами из “осведомленных источников”. В прошлом году, в преддверии выборов, английские газеты “The Guardian” и “The Daily Mail” писали о разборках в Союзе между сторонниками и противниками Дональда Трампа. В частности, вторая газета сообщила: “В Голливуде крупная консервативная группа, среди тайных членов которой Клинт Иствуд и Джон Войт, была вынуждена самораспуститься из- за непрекращающихся разногласией ..”
Однако сообщение о смерти организации консерваторов оказалось – как сказал бы Марк Твен – “слегка преувеличенным”. “Друзья Эйба” продолжают существовать, о чем свидетельствуют несколько интервью с консервативными кинодеятелями в “The Los Angeles Times”. Беседовали с газетой и члены Союза, которые достаточно прочно стоят на ногах и поэтому не опасаются остаться без работы из-за своих взглядов. К числу таких “друзей Эйба” принадлежит Динеш Д’Соуза, автор десятка бестселлеров и сценарист документальных фильмов о Бараке Обаме и Хиллари Клинтон. Его фильм “Америка Хиллари: тайная история Демократической партии” принес в 2016 году в казну более 13 миллионов долларов, став самым кассовым документальным фильмом года. В интервью газете Д’Соуза был предельно откровенен. Победа Трампа, считает он, вызвала у леваков “психическое расстройство” и заставила их “взяться за оружие”. Это, по мнению Д’ Соузы, “не сулит в киноиндустрии ничего хорошего консерваторам, особенно тем, кто открыто поддерживает Трампа”.
“Новый маккартизм”?.. Актер Тим Аллен придерживается несколько иной точки зрения о нынешней обстановке в Голливуде: “Попадая сюда, следует быть более осторожным. Вас могут сокрушить, если вы не верите в то, во что верят либералы. Это подобно Германия 30-х годов”.
Be the first to comment on "Трудно живется республиканцам в Голливуде"