Заниматься прогнозами в кино – дело крайне неблагодарное. Угадаешь – все сделают вид, что тоже все знали и понимали. Не угадаешь – с потрохами сожрут. Дескать, кинокритик кислых щей выискался.
Но в данном случае рискну. И предскажу высокие кассовые сборы, а также всякие разные номинации, в том числе на «Золотой Глобус» и на «Оскар». Потому что фильм «Зеленая книга» (Green Book) – верняковый успех. Век Феллини не видать.
Я рад, что посмотрел его одним из первых. В Торонто, на международном кинофестивале, одном из лучших в мире, туда я езжу уже не первый год. В конце фестиваля я составляю свой топ-список лучших фильмов. И вот я ставлю «Зеленую книгу» на первое место. Это несколько необычно, потому что не помню, чтобы первое место я отдавал когда-либо комедии. Как правило, фестивальное кино – серьезное, порой сумрачное и почти всегда мудреное по форме, с формальными закидонами.
А здесь – комедия, причем очень смешная. О том, что я не одинок в этой оценке, красноречиво свидетельствовал гомерический хохот, который то и дело прокатывался по огромному, битком забитому залу Winter Garden.
Режиссер этого источника радости – Питер Фаррелли. Любителям кино не надо представлять Фаррелли. Он и его брат Бобби подарили нам очаровательную историю с Камерон Диас, Беном Стиллером и Мэттом Диллоном «В Мэри что-то есть» (еще перевод «Все без ума от Мэри»). Это лучшее у них, а были еще две серии «Тупой и еще тупее». Но это больше на любителя простецких, вульгарных шуток. Последние ленты у братьев Фаррелли слабоваты. С недавних пор Питер, живущий в Лос-Анджелесе, работает отдельно от Бобби, который живет в Массачусетсе.
И вдруг такая удача. У нее несколько главных компонентов.
Во-первых, сама история, основанная на реальных фактах. Был такой в начале 60-х классический и джазовый пианист Дон Ширли, который жил в шикарном апартаменте прямо над Карнеги-холл и успешно концертировал со своим трио по всей Америке (кстати, один из участников трио – русский). Была одна тонкость – Доктор Ширли, как он просил к нему обращаться, имел очень темный цвет кожи, что в тогдашнее время сулило ему множество разнообразных проблем, особенно в южных штатах нашей необъятной страны. Кроме того, пианист был отъявленным снобом, интеллектуалом, денди и пуристом. В общем, на первый взгляд, малоприятный заносчивый тип. Постепенно ты начинаешь понимать, что это реакция образованного и умного человека на расизм. Похожее холодное презрение к расистам разделял следователь Тиббс из знаменитых книги и фильма «Душной южной ночью», с которого, вероятно, отчасти и писался образ Дона Ширли (не знаю точно, это мое предположение).
А еще в Нью-Йорке, в Литтл-Итали, что в Бронксе, жил другой герой фильма, италоамериканец Тони Валлелонга. Простецкий малый с хорошо подвешенным языком, обжора и любитель фаст-фуда, обладатель крепких кулаков, умеющий постоять за себя. Он латентный расист, так сказать, по умолчанию. Когда его милая жена угостит у них дома двух рабочих-негров прохладительным напитком, брезгливый Тони выбросит стаканы в мусор.
Оставшись на какое-то время без работы (а он служил вышибалой в модном ночном клубе), Тони принимает предложение Ширли стать на время гастролей трио по южным штатам его водителем и ассистентом. Ширли дает Тони «зеленую книгу», путеводитель по штатам для цветных, где помечены все отели, мотели и рестораны, куда им разрешен вход.
Не будем забывать: на дворе 1962 год, расизм в законе, сегрегация широко распространена, и таким ходячим исключениям, как Дон Ширли, приходится чуть ли не ежеминутно отстаивать свое достоинство под напором обыкновенного расизма.
Без преувеличения могу сказать, что погоду в фильме сделал гениальный кастинг. Махершала Али убедителен и колоритен в роли интеллектуала-одиночки, который таит в себе неразгаданную тайну. И выше всех похвал Вигго Мортенсен, который прежде играл крутых, мужественных и грозных парней, в том числе русского бандита в «Пороке на экспорт» («Восточные посулы») и Арагорна в «Повелителе колец».
Здесь же неожиданно открылась комедийная составляющая его артистического таланта. Мортенсен играет «простого человека», который в соприкосновении с чужеродной ему высокой культурой его нового босса пытается ловчить и приспосабливаться, потом вступает в открытый конфликт, который грозит всерьез поссорить эту странную парочку.
Но оба они постепенно проникаются уважением друг к другу, и компромисс оказывается спасением для них обоих. В фильме превосходные диалоги и целый ряд уморительно смешных эпизодов. Сценаристами выступили совместно режиссер, сын Тони Ник и Брайан Хейес Курри. Химия между Али и Мортенсеном очень крепка, и они вытягивают на себе всю картину.
“Зеленая книга”, как и ожидалось, получила главную награду Торонто – приз зрительских симпатий. Вообще-то фестиваль неконкурсный, призы на нем дают как бы неофициальные, и они не главное на этом празднике кино. Единственная награда, на которую реагируют большая пресса и кинообщественность мира, это именно награда зрителей.
Итак, фильм Питера Фаррелли выходит на столбовую оскаровскую дорогу, по пути, полагаю, прихватит парочку, а то и больше «Золотых Глобусов».
Некоторые обозреватели уготовили ему нишу “Прислуги” (The Help) и “Скрытых фигур” (Hidden Figures). Думаю, она несколько шире, поскольку помимо острого расового контента, в “Зеленой книге” два очень разных американца в сложных ситуациях находят разумные компромиссы и в результате становятся друзьями.
Для Америки эпохи Трампа это чрезвычайно актуальное кино, предлагающее полуутопическую модель социального поведения и тем самым выход, пусть и комедийно-сказочный, из нынешнего раскола общества. А для всего остального мира – блестящее и умное развлечение в традициях «Братьев Блюз» (Blues Brothers) и «Поменяться местами» (Trading Places). Режиссура добротная и деликатная, без пережимов и вульгарностей, что несколько удивительно для Фаррелли. Актеры выше всяких похвал, про Вигго я уже писал и повторюсь: Тони – лучшая роль его карьеры. А саундтрэк с музыкой начала 60-х – отдельное блаженство.
Наберитесь терпения – американский кинопрокат «Зеленой книги» назначен на 21 ноября.
Be the first to comment on "Умный и еще умнее"