Анатолий Ясеник
12 декабря 1915 года в небольшом городке Хобокен, расположившемся на правом берегу Гудзона как раз напротив Downtown Нью-Йорка родился мальчик, который прославил свою малую родину, как, впрочем, и всю страну, на весь мир.
Его назвали Фрэнк Альберт Синатра, Америка звала его просто «Голос» (Voice), потому что не было и не будет больше такого красивого, бархатного голоса, такого уникального, несравнимого ни с каким другим тембра, такой фразировки и уникального драйва, такого бесподобного, истинно американского произношения в песенных текстах.
По моему твердому убеждению творчество Синатры еще не достаточно оценено – 73 сольных альбома на прекрасно оформленных, кстати, виниловых пластинках, 53 фильма с его участием и множество шоу, которые он показал в Америке и во многих странах мира – все это огромное духовное богатство еще ждет исследований историков, культурологов и критиков.
Впервые, я услышал голос Синатры в 1963 году, в Казахстане, где трудился в составе студенческого отряда, руководимого Сережей Шульженко, моим давним другом, который почему – то оказался после окончания нашего сугубо гражданского строительного факультета на службе в КГБ и лет 10 тому назад в чине генерала ушел на пенсию. Мы строили жилой дом для целинников (помните хрущевское – «обогнать и перегнать Америку») и жили в огромном и пустом амбаре для зерна. И в этом амбаре мне в руки случайно попала сборная пластинка из серии «Зарубежная эстрада» с песней Синатры «How little We know». Потрясение, которое я испытал от его волшебного, мудрого и одновременно печального голоса невозможно описать словами – я «заболел» Синатрой.
Все прошедшие с того дня 50 лет эта сладкая «болезнь» только прогрессирует. Я собираю пластинки и диски, фильмы и книги о Фрэнки, информацию о его творческом пути. Кое – чем хотелось бы поделиться с читателями.
Популярность певца в 30-40-е годы в США была таковой, что в школах детей учили правильному произношению на его песнях. Во время Второй Мировой Гитлер приказал своему цепному псу – Отто Скорцени, организовать покушение на генерала Эйзенхауэра. Тогда всем патрульным, разведчикам и спецслужбам американской группы войск была выдана анкета с несколькими вопросами, на которые смог бы ответить только американец, а не фашистский агент, переодетый в американскую форму. Одним из вопросов был – Who is the Voice?. Ведь именно «Голосом» американцы называли своего кумира – Синатру.
Уде перебравшись в Америку, я отправился в город детства певца. Дом, в котором он родился – 415 Monroe Street, не сохранился (сгорел- авт. ), если не считать старенькой кирпичной арки над ветхими воротами с замком. Правда, рядом с ним на тротуаре встроен голливудского типа знак славы с традиционной звездой и соответствующей надписью. Впритык к арке в маленьком домике под номером 417 с надписью на козырьке, взятой по названию фильма, за который Фрэнк получил своего первого Оскара – « From Here to Eternity» (Отсюда – в вечность) расположился итальянский мужской клуб. У президента клуба, любезно показавшего мне старые фотографии, я выяснил, что здесь в часы досуга собираются пожилые итальянцы, поклонники творчества Синатры, они поют его песни, вспоминают его и его родню.
В городе, по словам директора местного исторического музея, есть 23 места, связанных с памятью о великом земляке. Я проехал по улице Sinatra Rd, побывал в крохотном Sinatra Memorial Park, расположенном на высоком берегу Гудзона, побывал на набережной. Ведь когда смотришь на величественную панораму Манхэттена с набережной Хобокена, всегда вспоминаешь песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк», которая после исполнения её Фрэнком Синатрой стала неофициальным гимном города. В её текст он внёс небольшие изменения, принятые авторами песни — композитором Джоном Кандером и поэтом Фредом Эббом. «Я хочу проснуться в городе, который никогда не спит, и узнать, что я на вершине успеха», — пел Фрэнк Синатра.
Здесь же в Нью-Джерси жители маленького городка Red Bank поклонники творчества Синатры организовали ежегодный, ставший уже традиционным фестиваль, посвященный певцу и его другу, знаменитому дирижеру, аранжировщику и джазовому пианисту Каунту Бэйси. Дело в том, что Каунт родился в этом городе
В Count Basie Theatre на полторы тысячи мест, где фестиваль памяти проводится уже в седьмой раз, группу ньюйоркцев пригласил член совета директоров театра, музыкант Борис Шафранов. Нас было шестеро: бруклинцы – Марк Розен, профессиональный музыкант, врач и одновременно директор собственного джаз-оркестра, Зоя Пиляева, его жена, известная по работе в Метрополитен Опера, пианистка, Белла Гурфель, меценат, спонсор ряда музыкальных исполнителей, лонгайлендец Володя Родов, большой знаток и любитель джаза, фортлист Лев Барсегов, первая труба в оркестре Марка Розена и первая труба государственного оркестра Грузии “Реро”.
Шафранов рассказал о системе отбора исполнителей на фестиваль. Условия конкурса публикуются на сайте некоммерческой организации Jazz Arts Project (JAP), и желающие принять в нем участие должны прислать записи своих версий репертуара Фрэнка Синатры. В этом году поступило более ста заявок на участие в фестивале, из них комиссия JAP выбрала 12 лучших.
Из всего состава финалистов я бы выделил двоих – опытного Luo Orrichio и очень молодого Zack Alexander (оба из Нью-Джерси). И, конечно же, запомнилось выступление певца из штата Вирджииия James Antony. Он начал петь знаменитую песню New York-New York, и попросил зал поддержать его. Дважды он пытался получить поддержку -безрезультатно. Тогда James повернулся к залу спиной и взмахнул рукой и на сцене, позади оркестра появился многоголосый, молодежный хор, благодаря которому звучание песен Фрэнка Синатры до конца концерта было просто восхитительным.
А в заключение все 12 финалистов вместе с хором исполнили знаменитую песню My Way, которая неофициально считается вторым гимном США.
И это еще одно доказательство того, что память о великом «голосе» – Фрэнке Синатре – никогда не померкнет в этой стране.
Фото автора
Be the first to comment on "Великий голос Америки"