Вселенная Макса фон Сюдова

Когда умирает киноактер, первым делом вспоминают его самые значительные фильмы. Так сказать, проверяют пропуск в вечность. 

Умер блистательный и необыкновенный актер мирового класса. Швед Макс фон Сюдов, которого невозможно не знать.

В первых строчках некрологов американские масс медиа называют его фильмы «Экзорсист» («Изгоняющий дьявола») и «Седьмую печать». Еще парный вариант – «Игра престолов» и «Девичий источник».

И это поистине уникальная ситуация, когда актер в равной степени принадлежит двум мирам – миру Голливуда, коммерческого конвейера, и миру артхауса, подлинного, штучного киноискусства.

Макс фон Сюдов был именно таким, неутомимым солдатом двух фронтов. Он прожил огромную жизнь. Ему было 90 лет. Его семья, живущая в Провансе, сообщила о его смерти с «разбитым сердцем и бесконечной печалью».

Если был когда-либо рожден актер, воплотивший холодную и сумрачную энергетику северянина, то это был он, Макс фон Сюдов. Его лицо – всегда выразительно, его глаза – всегда искрящиеся. Его психофизика была столь объемной и вариативной, что он мог играть самые полюса человеческой натуры – от кристальной честности и праведности до самых макабрных личин зла.

Родился Макс фон Сюдов в 1929 году в Лунде, на юге Швеции. Его при рождении окрестили Карл Адольф, что должно было указывать на его немецкие корни. Сам он говорил, что «после войны имя Адольф не было хорошим именем, и люди с трудом запоминали комбинацию Карл Адольф». Он вспоминал, что будучи в армии, исполнял самодеятельный шутливый номер с воображаемой блохой по кличке Макс. «Всем очень понравился мой номер, – говорил он, – после чего все меня стали называть Максом».

Его отец был профессором университета, мать – школьной учительницей. Он посещал церковную школу в Лунде, где выучил английский и начал в самодеятельном театре свою актерскую карьеру. Изучал сценическое искусство в Королевском драматическом театре в Стокгольме. Его кинодебют состоялся в 1949 году в психологической семейной драме «Только мама».

В 1951 году, живя в Стокгольме, он женился на актрисе Керстин Олин. У них родились два сына, Клас и Хенрик. Брак продлился 45 лет, после чего Макс и Керстин развелись. В 1997 году он женился во второй раз, на француженке Катрин Бреле, а пятью годами позже стал гражданином Франции, отказавшись от шведского гражданства. Он усыновил двух сыновей Катрин, Седрика и Айвена.

Он был одним из любимых актеров Ингмара Бергмана, сыграв в 11 игровых фильмах великого мастера, включая «Стыд», «Час волка», «Земляничную поляну», «Страсть».

В «Седьмой печати», ленте Бергмана 1958 года, он играет Антониуса Блока, средневекового рыцаря, который возвращается домой из крестового похода. Его родина разорена чумой, и он встречает закутанную в черное одеяние Смерть, которой предлагает сыграть в шахматы. Во время длительных перерывов между ходами рыцарь пытается обнаружить в округе признаки человеческой жизни.

Его дружба с Бергманом началась в 1955 году, когда Сюдов переехал в город Мальме, где в муниципальном театре ставил спектакли Бергман. В фильме-притче «Девичий источник» Сюдов сыграл отца девушки, которую изнасиловали и убили два местных пастуха-оборванца. Когда неутешный отец узнает, кто совершил злодеяние, то он ответит на него методичным и брутальным мщением.

Спустя много лет Сюдов так характеризовал эту работу с Бергманом: «Ярость медленно накапливалась в моем герое, пока не достигла степени взрыва. Это накопление было целенаправленным и неумолимым. Бергман не спешил. Он методично копил эмоции до решающего момента».

Еще одним любимым его режиссером стал швед Ян Труэль. Он сыграл у него в «Эмигрантах» и «Новой земле» – реалистической саге о шведских иммигрантах, переехавших в США в середине 19-го века.

Голливуд видел в нем классического злодея, и он блестяще воплощал зло, как, например, в образе Минга Безжалостного в комиксе «Флэш-Гордон» и в блокбастере «Никогда не зарекайся», где он сыграл главного оппонента Бонда Эрнста Блофельда. Его колоритные злодеи запоминались с первого же кадра – неонацист в «Меморандуме Квиллера», жадный до власти русский в «Письме из Кремля», убийца в «Трех днях Кондора».

Да, Голливуд пиццей не корми, а дай талантливого актера загнать в тесные, но удобные для продюсеров и студий рамки. Сюдов, высокий, бледнолицый, со слегка воспаленными голубыми глазами, говорящий по-английски с ощутимым скандинавским акцентом, идеально подходил на роли злодеев. Сам он по мере сил сопротивлялся навязываемому ему шаблону, обронив однажды в интервью: «Я, как актер, ищу разнообразие, ведь ужасно скучно застрять в одном типе характера».

В 1965 году он сыграл Иисуса Христа в фильме «Величайшая когда-либо рассказанная история». Всемирную славу ему принесла роль священника отца Ланкестера Меррина в хоррор-классике «Изгоняющий дьявола» (1973). Он также появился в фильмах выдающихся мастеров – в фильме Вуди Аллена «Ханна и ее сестры», «Острове проклятых» у Мартина Скорсезе и в «Особом мнении» у Стивена Спилберга.

За свою насыщенную карьеру он был дважды номинирован на премию «Оскар». В первый раз в категории «лучший актер» в 1988 году за датскую драму «Пелле-завоеватель» В этой картине, поставленной режиссером Билли Аугустом, его герой, шведский простолюдин начала 20-го века вдовец Лассе привозит своего сына Пелле в Данию, надеясь здесь обрести покой и благополучие. Вторая номинация относится к 2011 году, когда он попал в  категорию «лучший актер второго плана» за роль в фильме «Исключительно громко и невероятно близко».

В байопике «Гамсун» (1997) он воплотил сложную, противоречивую фигуру писателя Кнута Гамсуна, лауреата Нобелевской премии, который стал сторонником нацистов и навечно запятнал свое имя сотрудничеством с ними в годы Второй мировой войны.

Несмотря на почтенный возраст, актер продолжал активно сниматься до последнего дня. Своим неповторимым голосом озвучивал «Симпсонов» в 2014 году, появился в «Звездных войнах» («Пробуждение силы») в 2015, а два года спустя засветился в трех эпизодах «Игры престолов» в образе Трехглазого Ворона, что принесло ему номинацию на премию «Эмми».

Он жил в Швеции, Риме, Лос-Анджелесе и Париже. «Мне трудно что-то назвать моим домом, – сказал он в одном из интервью. – Мне кажется, я потерял  свои шведские корни».

Когда-то, в 1986 году, он сыграл у Андрея Кончаловского в «Дуэте для солиста» врача-психиатра. А последней ролью в его кинокарьере стал образ русского адмирала в драме Томаса Винтерберга «Курск».

Be the first to comment on "Вселенная Макса фон Сюдова"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.