Художник начинается с темы…

Фото Михаила Голера

Есть такая шутка: если в Израиле по трапу самолета спускается человек без скрипки в руках, значит это пианист. Я добавил бы: «или учитель музыки». Явление сие характерно не только для Израиля. И наш Нью-Йорк до краев наполнен музыкантами разного уровня дарования. Об учительнице музыки Берте Фалк я писал уже неоднократно. Она выделяется даже на этом перенасыщенном музыкальном фоне.

Еще в Кишиневе, будучи заведующей фортепианным отделением в музыкальной школе, она создала и внедрила свою методику преподавания музыки, начиная с самых маленьких учеников – 5-7 лет. Не потерялась Берта и в столице мира. Она создала свою музыкальную школу, являя в одном лице и руководителя, и педагога.   Каждые полгода – отчетный концерт, где все, и родители, и гости могут услышать и оценить результаты ее труда. Концерт идет обычно по нарастающей – от простых пьес до сложной классики. Я помню один из первых концертов, когда в начале малыши отбивали ритм на деревянных дощечках, а заканчивался концерт третьей частью великой Лунной сонаты, которую поразительно мощно, свободно и естественно сыграл выпускник школы Сэм Генчикмахер. Из могучего рокота бури выплывала лирическая нежная тема и как бы растворялась в мощной стихии. Сэм успешно выступал на сцене Карнеги Холла, участвуя в Международном Музыкальном конкурсе “Forte”, а после окончания школы был принят на специальную программу нью-йоркского Хантер колледжа для особо одаренных студентов, которая оплачивается государством.

Главными для него стали сразу два направления – «экономика и охрана окружающей среды» и, конечно, музыка – «исполнительское мастерство и импровизация». Руководитель отделения музыки взял Сэма под свою опеку. В прошлом году ученик Берты Фалк уже играл в сопровождении симфонического оркестра  Хантер колледжа. На каждом концерте бывают свои открытия. Одним из них стала Дженнифер Кулиева. От концерта к концерту ее фамилия в программе передвигалась сверху вниз, от начинающих к ученикам более высокого уровня. На этот раз в ее исполнении прозвучали Бетховен и Шопен. Художник начинается тогда, когда звучит его тема, его отношение к исполняемому произведению. Именно это все больше проглядывается в творчестве Дженифер. В одаренность девочки всегда очень верила ее мама. В который раз убеждаешься в правоте слов великого одесского педагога Петра Столярского: «Мне не нужны талантливые ученики – мне нужны талантливые мамы!» Ну а подлинной сенсацией оказалось выступление Натана Фурмана. В его репертуаре: Бах, Штейбельт, Бернстайн, Джаплин, фортепианный концерт его учительницы Берты Фалк, написанный специально для этого исполнителя. А музыканту отроду… 8 лет (!). По-взрослому одетый в элегантный костюм, Натан серьезно, без улыбки, подошел к роялю. Но ноги не доставали до педалей. Пришлось использовать особую подставку. Сама Берта говорит, что Натан, как губка, впитывает все ее указания. Отчетный концерт у Берты не набор номеров. Это своеобразный спектакль, со своей  драматургией, неожиданными ходами. Известную пьесу Бетховена, посвященную Элизе, педагог играет вместе со своими ученицами. Эмма, Камила и Дина сменяют друг друга у второго рояля, по очереди вступая со своей темой. Зрелищно, ярко, красиво. Или вот еще… Выставляется коллаж на тему Буратино (автор коллажа – ее дочь Марина). А Берта играет свою музыку на тему известной сказки. И там же, поочередно, подхватывают эту тему на втором рояле Эмма, Камила, Дина и Натан. Ну а слушатели или зрители могут сопоставить увиденное в цвете коллажа со своими впечатлениями. Говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всем. Берта Фалк пишет музыку. Прозрачную, в классическом стиле. В концерте принимала участие певица Саша Луштак, которая, кроме Даргомыжского и Римского-Корсакова, спела небольшую пьесу Берты на тему «Евгения Онегина». Прозвучало неожиданно и свежо. Вообще-то получилось уже полузабытое исполнение, когда только голосом певица передает суть того, что написали композитор и автор текста. Все движется и меняется. И вот уже, сменив Сэма Генчикмахера, с успехом выступает на Международном Конкурсе юных исполнителей Дженифер Кулиева. А там, гляди, и Натан Фурман подрастет.

Фото Михаила Голера

Фото Михаила Голера

В финале концерта традиционно порадовала публику Марина Гершман, дочь Берты Фалк. На двух роялях они с мамой сыграли третью часть  сонаты Людвига Ван Бетховена. Марина играла смело, раскованно… Каждая тема логично вытекала из предыдущей. Это был тот случай, когда не замечаешь мастерства, виртуозности, а полностью отдаешься музыке. И подумалось, а почему бы не устроить такие концерты для публики? С привлечением лучших учеников Берты Фалк.  Я бы первый пошел покупать билет.         

Be the first to comment on "Художник начинается с темы…"

Leave a comment

Your email address will not be published.




This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.