Полку гуттаперчевых супергероев в «реалистических» боевиках прибыло (фэнтези и комиксы – отдельная тема). Подвиньтесь, Том Круз и Брюс Уиллис. Чернокожий амбал по кличке «Скала» (The Rock) требует от пипла восхищаться его головокружительными подвигами. Дуэйн Джонсон, а это он, ничуть не хуже своих белых собратьев по трюкачеству в поднебесье.
И даже круче. Потому что он – инвалид. Да, у него нет левой ноги ниже колена, но зато его протез, словно палочка-выручалочка и реактивный двигатель, помогает Джонсону делать все, что положено супермену в приключенческом блокбастере, но еще техничней, быстрее и ловчее. А в одном эпизоде нового фильма «Небоскреб» (Skyscraper) герой Джонсона Уилл Сойер смекалисто использует протез как распор, не дающий закрыться дверям в секретное помещение.
В общем, нас с вами студия «Юниверсал» и режиссер Росон Маршалл Турбер пригласили на Параолимпийские игры с одним участником. Вид спорта – голливудское многоборье. Это когда герой в воде не горит, и в огне не тонет.
В «Небоскребе» симпатяга Джонсон играет бывшего спецназовца и агента ФБР Уилла Сойера, который потерял ногу во время неудачного штурма жилого дома, хозяин которого взорвал гранату. Выйдя в отставку, Сойер работает консультантом по безопасности высотных зданий. Его нанимает китайский миллиардер Джао для проведения экспертизы верхней половины «Жемчужины», только что построенного здания в 240 этажей в Гонконге. В фильме сообщается, что это самое высокое здание в мире, в три раза выше Эмпайр-Стейт-билдинга. Напомню, что сегодня самое высокое здание в мире – Burj Khalifa в Дубае, имеющее 163 этажа. Любопытно, что продюсеры и режиссер пригласили в качестве консультанта Адриана Смита, чикагского архитектора, по проекту которого и построен Burj Khalifa.
Знатокам небоскребов эта экранная башня, чудо современной техники, напоминает также реальную башню в Шанхае, открывшуюся в 2015 году.
Итак, наш герой проводит и благополучно завершает экспертизу небоскреба, дивясь продвинутости задействованных технологий. Но тут в дело вступает банда международных террористов под водительством мегазлодея по имени Бота, которая поджигает здание примерно посередине его высоты. На земле бандитам помогает еще одна команда нехороших людей под водительством хрупкой, но суровой дамы. Заметим по ходу, что часть злодеев имеют европейский облик, часть – ориентальный. Никаких, заметим, мусульман и русских.
Перед Сойером двойная задача – победить плохих ребят и спасти свое семейство. Его жена Сара (актриса Нив Кэмпбелл) и двое детишек застряли в небоскребе. Так распорядилось провидение в виде шаловливых ручонок сценаристов.
Я не буду выдавать главный спойлер, но вы и без меня сообразите, что в финале все будет хорошо. Это закон жанра приключенческого триллера, и он религиозно Голливудом соблюдается.
Смотреть на экран при этом, увы, невыносимо скучно. Ты прекрасно знаешь, что трос лопнет в тот момент, когда герой успеет ухватиться за выступ стены, что наш человек всегда выстрелит на долю секунды раньше злодея. Алгоритмы триллера отработаны многократно, и новизны ждать не приходится. Особенно «Небоскреб» похож на «Крепкий орешек». Там, помнится, тоже был мегазлодей – европеец и тоже его люди захватывали высотное здание. Но Алан Рикман был эффектным и эффективным врагом нашему доблестному Бпюсу Уиллису – Джону Макклейну. Здесь же эта миссия поручена невнятному человечку с внешностью симпатичного хорватского футболиста. Он нестрашный, и его мотивация не совсем понятна. То есть он хочет причинить зло Чжао, но делает это как-то уже очень витиевато.
Набор трюков мог бы быть и поизобретательней, учитывая множество новых технологических возможностей. Одна из удачных в этом плане сцен – схватка Сойера с бандитами на открытой площадке здания, где по мановению компьютерного «клика» вырастают словно грибы после дождя виртуальные экранчики, создающие обманный эффект зеркальной комнаты. В комедии этот ход блестяще использовал Чаплин, будем считать это «омажем» гениальному мастеру.
При всем своем сценарном скудоумии «Небоскреб» знаменует важную психологическую веху. Голливуд прощается с «синдромом 11 сентября». До сего момента казалось неэтичным, неполиткорректным ради развлечения публики воссоздавать нечто похожее на реальную трагедию башен-близнецов, унесшую в 2001 году три тысячи жизней.
В фильме небоскреб «Жемчужина» тоже имеет стальной каркас, но то, что он может рухнуть, как это случилось в жизни, даже не обсуждается. Сценаристы старательно обошли и вероятность массовых жертв. Злодеи поджигают здание на 96 этаже, выше которого людей быть не должно.
Одно дотошное издание стало высчитывать с помощью экспертов-инженеров, успел бы за несколько минут Сойер подняться на 96-й этаж по внешним стальным конструкциям небоскреба, что он делает в фильме. Ну, конечно, нет. Это все фантазия, туфта. И не надо к этому безответственному смотриву предъявлять серьезные требования. Как не предъявляем мы их видеоиграм–стрелялкам.
Режиссер Турбер шутливо отмахнулся от упреков в нереалистичности подвигов своего героя: «Скала» может все! Как вы смеете сомневаться?!».
Неожиданная критика обрушилась на режиссера из лагеря людей с физическими недостатками, или как сейчас суперполиткорректно принято говорить – людей с особыми запросами. Актриса и спортсменка Кэти Салливан, четырехкратная чемпионка по бегу на Параолимпийских играх, не имеющая от рождения обеих ног, написала открытое письмо Дуэйну Джонсону.
Суть претензий в том, что актеры-неинвалиды играют роли инвалидов, тем самым забирая у последних возможности самим сыграть эти роли.
«Перестаньте соглашаться на такие предложения», – просит «Скалу» Салливан. И объясняет. В мире 20 проц. населения – инвалиды. На американском телевидении менее 2 проц. персонажей – инвалиды, но их дают играть 95 проц. неинвалидов.
В качестве положительного образца Салливан приводит Скарлетт Джохэнссон, которая под давлением ЛГБТ-общины на днях отказалась в новом фильме играть трансгендера.
Очень маловероятно, что Салливан своей жалобой сдвинет «Скалу». Продюсерам многомиллионных проектов нужно громкое имя впереди всех остальных титров, потому что без звезд нет бокс-офиса. Так что реальный голливудский Маресьев не доползет до студийных ворот при всей показной политкорректности киношной общины.
Be the first to comment on "Железная нога, или Приключения Уилла Сойера"